Кто же все-таки позировал великому Леонардо да Винчи, когда он создавал самый знаменитый портрет в истории человечества — «Джоконду»?
В поисках ответа на этот вопрос итальянские археологи сначала взялись за лопаты, а теперь исследуют останки предположительной модели великого художника — Лизы Герардини дель Джоконды. И тут у России есть особый повод следить за ситуацией с пристрастием.
О Лизе Герардини известно не так много. В 16 лет она вышла замуж за богатого торговца шелком Франческо Бартоломео дель Джокондо, который в молодой супруге души не чаял. Лиза родила ему троих детей, а он подарил ей бессмертие, заказав портрет своей жены великому художнику. «Она прославилась только благодаря гению Леонардо», — заявляют те, кто скептически относится к Лизе как модели Леонардо. Вот и для эксперта знаменитого петербургского музея «Эрмитаж» Татьяны Кустодиевой недавняя эксгумация на территории бывшего монастыря Святой Урсулы, где, как считается, была похоронена Лиза, выглядит, по меньшей мере, странно. Размышляя на эту тему в интервью «Голосу России», Татьяна Кустодиева вспоминает историю:
«Раньше были не очень озабочены тем, кто изображен на портрете. Считалось, что это портрет Джоконды. На чем это основано? Первый биограф итальянских мастеров Джорджо Вазари описал этот портрет так детально, будто он разглядывал его, сверяя с оригиналом. Вплоть до того, что он говорил о ресничках, которые растут неодинаково, о красноте около глаза… Все это было бы убедительно, если не учитывать, что в то время, когда Леонардо писал этот портрет – между 1503 и 1506 годами, — Вазари было всего лет десять. Поэтому он никак не мог видеть Джоконду. Повторю, долгое время не увлекались расшифровкой имени дамы, изображенной на самой знаменитой в мире картине. Толчком к спорам на эту тему послужило одно знаковое событие: в 1911 году портрет был похищен из Лувра, какое-то время находился в Италии, но после был возвращен. Событие произвело довольно большое впечатление – есть отклики даже в русской литературе. В частности, поэт Владимир Маяковский писал: «…я думал, вы Джоконда, которую надо украсть! И украли»… По поводу того, кто изображен на картине, высказывались самые разные мнения, пошел поток версий – каждый предлагал то, что хотел видеть в портрете. Считалось, что это сам Леонардо, запечатлевший себя в этом образе, — такая вот бредовая идея…»
Кроме Джоконды, по мнению Татьяны Кустодиевой, более или менее серьезно можно рассматривать «кандидатуру» Констанцы Д’Авалос — возлюбленной одного из членов семьи Медичи.
«Ей был посвящен сонет, где упоминалось, что Леонардо якобы писал ее портрет, — рассказывает искусствовед. — Но сонет был не один. К примеру, в другом в качестве модели Леонардо упоминалась Чечилия Галлерани. Сейчас эта версия откинута: Чечилия с 99-процентной вероятностью запечатлена на портрете Леонардо «Дама с горностаем». Затем предлагались имена Катерины Сфорца, Изабеллы Долерани. Что же касается Моны Лизы, то казалось странным: если муж заказал портрет жены, то почему Леонардо увез картину во Францию, куда уехал в 1516 году и где портрет находился сначала в замке Фонтенбло, а потом в Лувре?!»
Впрочем, есть люди, абсолютно уверенные, что моделью Леонардо была именно Лиза Герардини. И уж они-то заинтересованы в новейших исследованиях кровно – в прямом смысле слова. Это итальянская княгиня Строцци и ее дочери – княжны Ирина и Наталья Строцци. Несколько лет назад историк и эксперт по генеалогии Доменико Савини нашел документы, подтверждающие их родство с Лизой Герардини дель Джокондо!
Он же подсчитал, что молодые Строцци являются ее потомками в 15-м колене. Но, между прочим, княгиня Строцци – еще и потомок русских эмигрантов! Ее дочь Ирина признается: «Мы с мамой всегда по-русски говорили и сказки русские читали, музыку русскую слушали, пели романсы с бабушкой, с мамой. И мы — православные».
А вообще Ирина, младшая из сестер, говорит на семи языках, превосходно играет на фортепиано и считается в семье главной интеллектуалкой. Разносторонне одарена и старшая Наталья: она собиралась стать балериной, училась танцу у самого Рудольфа Нуреева, пробовала свои силы в кино, дружила с Мстиславом Ростроповичем. Она даже успела написать мемуары «Легко вспомнить», которые изданы в России.
«О том, что среди наших предков была Мона Лиза, нам рассказывали сначала бабушка, а потом и мама, — делилась Наталья Строцци. — Но это считалось скорее семейной легендой, которая передавалась из поколения в поколение. Никто к ней особенно всерьез не относился. Теперь мы, разумеется, ужасно счастливы, но в то же время понимаем, что на нас ложится большая ответственность».
У представительниц фамилии Строцци есть и свое объяснение загадочного поступка Леонардо: почему он увез заказанный портрет?.. «Существовало два портрета Лизы, но второй портрет потом исчез», — утверждают они и в доказательство приводят записи, обнаруженные в архиве семьи. Именно эти документы подвигли княгиню Строцци заняться поиском пропавшего портрета.
Тем временем только исследование ДНК останков, найденных археологами, может подтвердить или опровергнуть, что обнаружено именно захоронение Лизы Герардини… Ну а с точки зрения ученых-искусствоведов, всё это не столь уж важно. «Главное не имя, — уверена Татьяна Кустодиева, — а то, что у зрителя есть возможность, посмотрев на портрет, проникнуться его загадочностью, притягательной силой, которой обладают все работы Леонардо, и, в первую очередь, всемирно известный шедевр «Джоконда».
Источник: Голос России
Комментарии