Фестивалем «искусства не для всех» называют свое детище организаторы Международного музыкально-театрального форума. Шестой раз в эти апрельские дни он проходит в северном русском городе Архангельске (1-15 апреля)
Приход «Европейской весны» в столицу Поморья, расположенную в 40 километрах от впадения реки Северной Двины в Белое море, существенно опережает появление первых признаков реальной весны в этом крае. Зима не спешит сдавать свои позиции — температура воздуха здесь еще минусовая. А вот «градус» культурной жизни – значительно выше, благодаря приезду в город ярких театральных коллективов с нестандартным репертуаром. «Главное, чтобы участники отвечали миссии фестиваля: знакомить зрителей с новыми жанрами театрального искусства, которые сочетаются с музыкальными элементами», — утверждает в интервью «Голосу России» инициатор «Европейской весны», художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор Панов:
«У нас собираются необычные коллективы. Главное для участников — необычный состав и необычный репертуар. И хотя мы называемся «Европейская весна», к нам приезжали уже и Китайская опера, и японские барабанщики. А однажды на нашем фестивале был джазовый спектакль «Африка Пушкина», который представляла группа темнокожих музыкантов из Лондона. Все-таки считается, что у классика русской поэзии Пушкина были предки из Африки…»
На этот раз на фестиваль в Архангельск приехали «Трубачи из Лиона», которые предложили зрителям спектакль «Никаких барабанов». И впрямь — ни одного барабана — только трубы и пять исполнителей.
«Это не концерт – это спектакль, — пояснил Виктор Панов. — Они используют огромное количество различных труб, не только привычные помповые, но и, например, рожки. Музыканты играют все – от классики до современной музыки — и даже кое-что из репертуара «Битлз». Казалось бы, нет ни барабанов, ни клавишной группы, но удовольствие слушатели получают невероятное».
А вот спектакль «Голоса Арктики», которым открыл фестиваль «Самовар-театр» из Норвегии, сначала озадачил некоторых зрителей: актеры произносили свои реплики на норвежском, русском, английском, финском, саамском языках. И все же главная идея постановки была понятна: артисты рассказывали о культурной схожести и в то же время неповторимости народов, живущих в разных областях арктического побережья.
В российской части программы — модный «Коляда-театр» из крупного уральского города Екатеринбурга со своей недавней премьерой под названием «Всеобъемлюще». В центре внимания – процесс старения человека, постепенного угасания таланта и жизни во всех ее проявлениях. Кроме двух «увядающих» актрис, на сцене появляется коллективный герой: 14 юношей, которые, нарядившись в исторические женские костюмы воплощают романтические грезы дам, отплясывая под аккомпанемент клавесина эротические танцы. Этот спектакль-коллаж критики назвали «танц-транс-терапией».
Джазовый коллектив «Billy”s band» из Санкт-Петербурга представляет театрализованную программу «Игры в Тома Уэйтса», основанную на кавер-версиях знаменитого американского музыканта. Темный бар, табачный дым, крепкий виски, дождь – вот образы, возникающие под блюзовое пение…
Конечно, и сам Архангельский молодежный театр участвует в фестивале. А это коллектив, который не раз был отмечен на престижных театральных форумах в Голландии, Германии, Польше, Великобритании, Франции. В 1995 году труппа вошла в пятерку лучших театров Авиньонского фестиваля во Франции. И вот теперь, по словам Виктора Панова, организовав «Европейскую весну», театр пытается превратить Архангельск в международный фестивальный центр.
Парадокс, но фестиваль, демонстрирующий «искусство не для всех», проходит в Архангельске при переполненных залах.
Источник: Голос России
Комментарии