При том населении и при тех ресурсах, которые у нас есть, россияне легко могли бы жить, как хотя бы в докризисной Испании, но ни нефть, ни газ, ни другие природные богатства не могут обеспечить прочную базу государства будущего, потому что его основа — в людях
В Новосибирске на международном молодежном образовательном форуме «ФОРОС-СИБИРЬ-2011» о сценариях будущего России, о возможном и желаемом рассуждала известный политолог, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России Елена Пономарева.
— Учитывая то, что Россия является частью мировой системы, необходимо обозначить глобальные сценарии — каким видят будущее России на Западе. Это не только абстрактные, но и вполне реализуемые сценарии со стороны глобальных игроков, среди которых основным является Запад. Как же видят там сценарии российского будущего?
Первый проект под условным названием — «Мировое правительство» предлагает Жак Аттали. Ценности рынка демократии являются важнейшим условием развития в планетарном масштабе, но для этого необходимо создание инструментов реализации глобального суверенитета, то есть должны быть созданы такие институты, как парламент, правительство, центральный банк, общепланетарная валюта и система налогообложения, планетарная полиция и юстиция.
В таком планетарном государстве Россия может полностью утратить свой суверенитет. Желаем ли мы стать частью глобального управления? Исходя из интересов социальной справедливости и населения — нет, потому что такое переформатирование происходит только в интересах глобального класса, в который стремится попасть часть российского истеблишмента. Но это — проект далекого будущего, а в ближайшее время возможно создание демократических империй. В частности, такой сценарий предлагает член Европейской академии Жозеп Коломер, в своей книге он рассуждает о том, что необходимо демонтировать национальные государства, так как именно они способны стать угрозой демократии.
Получается, что будущее зависит от таких обширных империй, как США и Евросоюз. Поэтому включение в ЕС есть отказ от собственного суверенитета. Страны, которые хотят приблизиться к ЕС, должны принимать их правила, а так постепенно шаг за шагом сжимается и их пространство. По мнению Збигнева Бжезинского, неисчислимые природные богатства Сибири — вот что сулит России наиболее радужные перспективы, а без западной помощи Россия не сможет их сохранить, и она не может быть всецело уверена в сохранении своего суверенитета над этой землей.
Еще один сценарий будущего России, опубликованный в 2004 году, можно назвать «Pax Americanа». Автор предполагает, что продолжающееся гниение постсоветского пространства приведет к гангренозным поражениям самой России. Россия окончательно утратит контроль над Кавказом, внутренние регионы будут опустошаться, а в 2030-х страна вовсе распадется, возвращаясь в свои средневековые границы. Это приведет к хаосу в Евразии и упрочит позиции единственного гаранта стабильности и третейского судьи — США.
Сегодня для России можно предложить пять основных сценариев. Первый — «Стагнация», сохранение в ближайшие годы сегодняшней ситуации до полного обнищания населения, разрушения инфраструктуры, утраты продовольствия и безопасности. Стагнация предшествует следующему этапу развития — полураспаду, или «Балканскому сценарию» — фактический распад при юридическом сохранении целостности, то есть страна есть, а государства — нет. Этот вариант на Западе считают оптимальным для нашей страны.
Следующий сценарий — «Цикл распада», когда распад России сопровождается распадом глобальной системы с различными конфликтами. Это самое негативное из всего, что можно предположить. Четвертый сценарий — так называемый «Русский черный лебедь». Его появление может совпасть с глобальным кризисом и распадом. Сильный кризис убьет, но без него не выйти на новый уровень. «Черный лебедь» — это русское чудо, которое возникнет как реакция на безвыходное положение, в котором может оказаться страна.
На основании того, что новые прорывы осуществляются российскими специалистами, именно в интеллектуальном потенциале содержится будущее России. А пятый сценарий — это глобальная катастрофа. Сегодня мир накален ожиданием чего-то невероятного и ужасного одновременно, начиная от столкновения с Красной планетой, заканчивая всевозможными экологическими катастрофами, которые будут совмещены с техногенными и жуткими экономическими событиями.
Если выбирать из этих сценариев, то остается два наиболее желательных для нас — стагнация и «Русский черный лебедь». Для стагнации нам не нужно ничего делать, но мы уже так долго ничего не делали, что нужно начинать делать хоть что-то! Соответственно, остается возможность не бежать за уходящим поездом, а попробовать поймать этого черного лебедя.
Но возможности России по построению общества будущего отягощены существенными проблемами. Наличие огромных и уникальных богатств, которыми обладает Россия, может обернуться для нас трагедией. В мире глобального капитализма российское пространство может превратиться, что и происходит на наших глазах, в сырьевую зону. Наиболее приемлемый сценарий для большинства населения России — это сохранение государственности и высокого уровня социально-экономического развития — предлагает выход за рамки сырьевого придатка! Пространственное и ресурсное «проклятье» может стать фундаментом для экономического рывка.
Призвание России состоит в том, чтобы стать не руками, а мозгами мировой экономики — конечно, это нельзя сделать за пять-десять лет, но мы должны постоянно идти в эту сторону. Что касается ресурсного потенциала, то, как отмечает руководство страны, с притоком денег все не так плохо. По объему ВВП Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, а объем внутреннего валового продукта по паритету покупательной способности в 2008 году превысил два триллиона долларов.
По этому показателю Россия занимает шестое место в мире. Однако этого мало, в сравнении с тем, как развиваются гиганты мировой индустрии, и с нашими амбициями — мы хотим быть великой державой, у нас сохранились имперские амбиции в хорошем смысле. Поэтому не надо бежать за уходящим поездом, а надо стремиться создавать совершенно новую экономическую, политическую и социальную систему.
Можно предложить иной вариант развития, и в связи с этим возникают два вопроса: стоит ли нам догонять гигантов и стремиться именно к их уровню развития, и объективны ли существующие критерии оценки? Насколько объективен разрыв в уровне жизни различных слоев населения? Результаты экономического развития Российской Федерации последних лет позволяют утверждать, что возможности для реализации каких-либо альтернативных сценариев имеются.
Кроме того, предполагается, что Россия может остаться не только одним из лидеров в энергетическом секторе, но при изменении социально-экономических средств и политической структуры к 2020 году занять достаточно значимое место на рынках высокотехнологичных товаров. Мы можем увеличить интеллектуальные услуги в 5—7 раз! Поэтому вопрос об инновационном развитии становится не праздным, а актуальным.
Что касается социальных факторов, то ни нефть, ни газ, ни другие природные богатства не могут обеспечить прочную базу государства будущего, потому что его основа — в людях. Одной из особенностей России остается низкая плотность населения — всего 8,4 человека на квадратный метр, основная масса населения сосредоточена в центральных областях, и это не самый низкий показатель, в Канаде и Австралии он ниже. Но там совершенно иной уровень экономического и социального развития! Локализация пространства, концентрация населения вокруг определенных точек, узлов — это очень важная проблема.
Недавно возникла идея об агломерациях, 20 точках-узлах, вокруг которых должно развиваться будущее России. Это могут быть как новограды, так и уже всем известные города — Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск… Количество малых городов и деревень уже сжимается, то есть население естественным образом вымывается из слабых экономических зон и переходит в крупные города, где можно как-то выжить. Более того, вымывание населения из деревень и малых городов может осуществляться даже сознательно, например, путем поднятия цен на ЖКХ, электроэнергию, газ…
Пространственная организация российского пространства была определена процессами распада Советского Союза и реформами 90-х годов. В настоящее время в России 142 тысячи сельских поселений, из них 75% можно отнести к умирающим, в каждом из них проживает менее 200 жителей, 30 тысяч — брошенные деревни. На наших глазах происходит процесс сокращения пространства жизни людей. Почти 44% населения проживает в крупных городских агломерациях.
На востоке страны проживает 21% населения, и его как раз можно как-то локализовать. Если сложилась такая ситуация, что мы сейчас не можем сохранить деревни и малые города, то, по крайней мере, не надо вкладывать деньги в новограды, строить по индийскому принципу: «в пустыне — новый город» .
Лучше развивать и совершенствовать существующие города, у них уже есть база и серьезный фундамент, а подретушировать и построить заново — это разные вещи. Нормальному развитию мешает ненормальное развитие регионов. Российские регионы различаются между собой в 2628 раз, а совокупный ВВП Москвы в несколько раз превышает совокупный ВВП Украины! Необходимо выравнивать экономическое развитие страны.
У России существуют определенные возможности. При том населении и при тех ресурсах, которые у нас есть, мы легко могли бы жить, как хотя бы в докризисной Испании. Но у нас много проблемных зон, которые сдерживают развитие. И если ничего не делать, то будет все хуже и хуже. К внутренним проблемам добавятся проблемы внешние.
Источник: «Вечерний Новосибирск«
Комментарии