Сегодня — День рождения российского Военно-морского флота

Более трех веков назад, 20 октября 1696 года, Боярская дума по настоянию императора Петра Первого приняла решение о строительстве военных кораблей. «Морским судам быть» — повелел Петр Великий, и в русский город Воронеж потянулись лучшие плотники и мастера со всей страны. Здесь под руководством кораблестроителей из Голландии и построили галеасы первой морской флотилии — «Апостол Петр» и «Апостол Павел».

Попытки создать в России флот предпринимались и прежде. В начале XVII века первый царь из династии Романовых — Михаил позвал датских корабелов построить трехмачтовое судно по европейскому стандарту. Корабль соорудили, назвали «Фредерик», вот только его судьба оказалась коротка — после спуска с верфи он попал в шторм и затонул. Чуть позже в Астрахани боярин Афанасий Ордин-Нащокин построил военный фрегат «Орел». Но время и место были выбраны неудачно — разгар восстания на Дону казаков под предводительством Степана Разина. Мятежники захватили, разграбили и сожгли фрегат.

Третья попытка строительства регулярного флота была предпринята уже Петром Первым, рассказал военный историк, капитан 1-го ранга Владимир Овчинников:

«После неудачного похода 1695 года на Азов, когда без военных судов крепостью нельзя было овладеть, приняли решение о строительстве судов. И уже с их помощью следующая кампания 1696 года увенчалась успехом. Азов был взят. После этого всем стало ясно, что без морских сил России вести войны на морских направлениях невозможно. Поэтому и появился тот самый знаменитый указ Боярской думы: «Морским судам быть». Собственно говоря, с этого момента и пошло летоисчисление нашего флота».

Спустя несколько лет первые российские верфи появились на Балтийском море, а вместе с ними и Балтийский флот с главной базой в Санкт-Петербурге. В конце XVIII века в результате активной внешней политики страны и русско-турецких войн за господство на Черном море появляется Черноморский флот. И в это же время Военно-морской флот России становится третьим по величине в мире после Великобритании и Франции. И такое положение вещей длится вплоть до начала XX века. Фиаско в русско-японской войне подорвало мощь российского флота. Затем усугубила ситуацию Первая мировая война, а следом за ней Октябрьский переворот 1917 года и Гражданская война в России. Возрождение былой мощи началось уже в Советском Союзе. Во время Второй мировой войны советский военно-морской флот сыграл очень важную роль.

Сегодня, пережив распад Советского Союза, потерю некоторых военно-морских баз, российский флот постепенно восстанавливает свое былое могущество. Только Черноморский флот к 2020 году пополнится 15-ю военными фрегатами и неатомными подводными лодками, заявил зампред комитета Государственной думы по обороне Юрий Совенко:

«Сегодня размещаются заказы на новые боевые корабли, сходят со стапелей атомные подводные лодки. Самый наглядный пример того, что флот сегодня боеспособен и готов выполнять задачи в любых точках мирового океана, — наше постоянное присутствие в зоне, где действуют пираты. Я сам встречал и провожал наши боевые корабли, которые работают там по охране мирных гражданских судов».

За три века своей истории Военно-морской флот России доказал всем, что способен решать любые возложенные на него задачи и будет это делать и впредь.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *