Плевелы русской истории. Россиянам традиционно приписывают лень, пьянство, жестокость…По мнению политолога и журналиста Владимира Мединского, эти стереотипы имеют под собой идеологическую подоплеку

Голос России: «Умом Россию не понять»… Вопреки этому часто цитируемому утверждению, высказанному еще в XIX веке  поэтом Федором Тютчевым, современные российские  историки и философы, журналисты и писатели пытаются осмыслить  прошлое, настоящее своей страны и заглянуть в будущее. Широкий пласт такой литературы представлен на завершающейся 15 марта XIII Национальной книжной выставке-ярмарке «Книги России».

Одно из таких изданий — серия политолога и журналиста Владимира Мединского «Мифы о России». Вышедшие в свет тома  «О русском пьянстве, лени и жестокости» и «О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов»» уже стали лидерами продаж литературы в разделе нон-фикшн  и  вызвали волну горячих дискуссий. На выставке презентовали их аудиоверсии.  Автор книг на основе фактического материала пытается разоблачить негативные, «черные мифы» о России. «Примитивно-вульгарное представление о России как за рубежом, так и в самой стране давно нуждается в серьезном историческом анализе», — утверждает Владимир Мединский.  По мнению автора, устойчивые стереотипы — идеологическая мина на пути в цивилизованное будущее. Но как они возникли?

«По-разному, — говорит  политолог и поясняет: — есть мифы, формированием которых сознательно занимаются. Классический пример — так называемая «русская угроза».  Это «базовый» миф англо-саксонской модели мышления. Он выгоден политикам, военно-промышленному комплексу, власти, за этим стоят колоссальные финансовые интересы. Это одна категория мифов. Другая  возникает стихийно, и самое обидное, что мы сами в это верим».

Другие темы книги  — загадочная русская душа и долготерпение, лень, воровство, жестокость…  Или пресловутое русское пьянство.

Владимир Мединский говорит: «Когда ведется  речь об «историческом пьянстве», это ложь.  100 лет назад Россия занимала второе место с конца списка по потреблению алкоголя в мире — меньше, чем в России, пили только в Норвегии! У нас была практически трезвая страна  до конца  XIX века, когда началась ломка общины, крестьяне пошли в город: досуга нет, работа тяжелая… Начали спиваться, медленно, поэтапно. Последний гвоздь вбили с перестройкой в 1990-е годы».

При этом Владимир Мединский отмечает тенденцию русских к самоуничижению — на это  обращал внимание еще великий  историограф начала XIX века Николай Карамзин. Чтобы вернуть самоуважение народу, сегодня не менее, чем во времена Карамзина,  нужны адекватные исторические оценки, убежден  Владимир Мединский:

«Нельзя, например,  сравнивать эпоху Ивана Грозного с ХХ веком, когда была принята Хельсинкская  хартия о правах человека. Русского царя, правившего в XVI веке, нужно сравнивать с его современниками: с Генрихом VIII, с французскими королями времен Варфоломеевской ночи. И выяснится, что Грозный, хоть и  малосимпатичный, на фоне своих современников — чуть ли не «сестра милосердия». Сравните Грозного с Елизаветой Английской.  Англичане снимают о ней фильм и называют  «Золотой век»,  характеризуя период ее правления. А между тем она уничтожила в 10 раз больше своих граждан, чем Грозный».

Казалось бы, книга адресована,  прежде всего, иностранцам, которые до сих пор верят, что русская история — самая жестокая и кровавая, что русские  не чистят зубы по утрам и пьют водку из самовара, замечает Владимир Мединский. «Но нужнее всего она для нас самих — чтобы мы могли отделить зерна от плевел в нашей истории». 

Адрес публикации: http://rus.ruvr.ru/2010/03/15/5309662.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *