Голос России: История развивается циклично — эту старую, но всегда неожиданно актуальную истину напомнил московской публике новый спектакль популярного театра «Современник» — трагикомедия «Джентльменъ».
Труппа театра вместе с известным режиссером Евгением Каменьковичем обратилась к забытой пьесе «Джентльменъ», написанной в конце XIX века. Ее автором был князь Александр Сумбатов-Южин — один из корифеев знаменитого московского Малого театра, актер, а впоследствии и директор этого коллектива. В историю русского сценического искусства Малый театр привнес особую тему — тему купечества со всеми достоинствами и тяжелейшими пороками этой социальной среды. Вот и пьеса «Джентльменъ» Сумбатова-Южина была посвящена этой теме, да так остро написана, что после первого же спектакля разразился громкий скандал: московское купечество обвинило автора в клевете и добилось запрета постановки. Возмущение вызвали резкие сатирические краски, которыми живописуются нравы купцов-нуворишей — безудержная погоня за наживой, чванство, патологическая тяга к роскоши. Но при этом — претензии на духовную утонченность и даже духовное лидерство. Главный герой пьесы, например, не только ворочает миллионами, но и книгу пишет, и газету задумывает издавать.
«Когда я прочитал эту пьесу Сумбатова-Южина, — рассказывает исполнитель главной роли, актер Артур Смольянинов, — то мне показалось, что автор написал ее сегодня. Просто вышел, походил по Москве, посмотрел, как живут люди, и написал. В мире денег, в мире внешнего, в мире показного — в этом мире очень трудно оставаться человеку самим собой, — продолжает актер, — и очень легко потеряться и смириться с тем, что происходит вокруг, перестать развиваться, перестать быть просто здравомыслящим человеком с открытым сердцем. Мне кажется, что это актуально сегодня. Это такой сигнал».
Сценическое решение пьесы в «Современнике» заостряет до предела этот сигнал. Например, сцена свадьбы, которой открывается спектакль: дамы выходят в расшитых жемчугом и золотом сарафанах, на головах у них кокошники, а джентльмены предстают в дорогих меховых тулупах, шапках и высоких сапогах. Идею такой гламурной сцены а ля рюсс создатели спектакля, между прочим, почерпнули в сегодняшнем дне. Режиссер Евгений Каменькович рассказывает:
«Вы знаете, в Москве были свадьбы за 16 миллионов долларов, со своей постановочной группой. Многие крупные режиссеры вместо спектакля иногда ставят корпоративные вечеринки, и бюджет этих «корпоративов» соразмерен постановке большой оперы. Я лично не удивлюсь, если в Москве или Подмосковье появятся крепостные театры, как это было в 18-19 веках, может, только название будет другое. К сожалению, история циклична».
Театрального критика Елену Дьякову этот спектакль тоже навел на грустные размышления.
«Когда в последней сцене вспыхивает радостная надпись «С Новым 1898 годом!», — говорит Елена, — становится совершенно понятно, что времена похожи друг на друга. И возникает, может быть, самый острый вопрос — вопрос о наследниках. Вот люди заработали капиталы, прошло 20 лет. К кому они перейдут? Если они перейдут в глупые, слабые, балованные руки, все рассыплется очень быстро».
Впрочем, дело не в развалившихся состояниях. Жаль пустые, порочные души тех, кто ими владеет сейчас или получит в будущем.
Комментарии