Голос России: Для того чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, Индии нужно будет эффективнее выстраивать свою внешнюю политику и уделять больше внимания условиям хранения зерна.В июне 2009 года, на Всемирном зерновом форуме, проведенном Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в Санкт-Петербурге, первый вице-премьер России Виктор Зубков выступил с заявлением. Он сообщил, что с правительствами Индии, Китая и Турции ведутся переговоры о создании в этих странах резервов пшеницы в рамках мер по обеспечению продовольственной безопасности. Он также заявил о готовности правительства к созданию совместных предприятий с иностранными инвесторами по разработке 20 миллионов гектаров неиспользуемых российских сельхозугодий. Это предложение было вновь озвучено на саммите ФАО в сентябре.
Производство зерна в России превысило 63 миллиона тонн, а в 2010 году она планирует произвести 100 миллионов. Наращивание объема производства поставило два важных вопроса. Первый: какими средствами увеличивать производство? Второй: как не допустить обвала цен в результате перепроизводства? Первый вопрос для России был не очень трудным — она обладает крупнейшими в мири земельными и водными ресурсами. Имея соответствующие технологии, рабочую силу и инвестиции, она могла бы легко нарастить объем производства.
Второй вопрос посложнее. Любой фермер меньше всего хочет обвала цен. Именно поэтому России выгодно сделать своими партнерами крупнейших потребителей пшеницы — Индию, Китай и Турцию. Если бы это удалось, то Россия могла бы не только стать крупнейшим в мире производителем пшеницы, но и обессмыслить пшеничную дипломатию, широко применяемую США в отношениях с развивающимися странами (индийцы до сих пор расстраиваются по поводу сделок, навязанных им Соединенными Штатами в 1960-е — 1970-е годы в рамках закона PL-480).
Сегодня Индия стоит на распутье. Вступить ли ей в альянс с Россией или налаживать партнерские отношения с США? «С логической точки зрения, Индия должна выбрать самый выгодный вариант, не связывая себя лишь с одним игроком», — говорит один бывший сотрудник министерства иностранных дел, который предпочитает сохранять анонимность, когда высказывается по этому вопросу. Россия делает предложение, которого не делают США. Если предлагаются хорошие условия, а долгосрочные ценовые обязательства кажутся привлекательными, то Индия должна связаться с обеими странами и, тем самым, предотвратить ситуацию, при которой ей пришлось бы импортировать пшеницу по астрономическим ценам.
То, что Индии придется импортировать зерно, очевидно всем. Поля Пенджаба — житницы Индии — становятся все менее урожайными из-за засоления почвы в результате чрезмерного использования удобрений и быстрого истощения грунтовых вод. Рис, который следовало бы культивировать на северо-востоке страны, выращивается в Пенджабе и Харьяне. Испытывающая дефицит воды Махараштра выращивает сахарный тростник, требующий интенсивного полива.
Еще актуальнее это в случае бобовых, которые обеспечивают большинство индийцев протеиновым компонентом их рациона. Эти виды бобовых потребляются почти исключительно в Индии, Пакистане, Бангладеш, Непале и Шри-Ланке. По официальным оценкам, производство бобовых в стране должно вырасти с примерно 14,86 млн. тонн в 2009-10 гг. до примерно 15,73 млн. тонн в 2011-12 г. (увеличение на 6 процентов). Но ожидается, что спрос на бобовые будет расти быстрее — с 18,29 млн. тонн в 2009-10 гг., до примерно 19,91 млн. тонн в 2011-12 гг. (9 процентов). Рост населения и снижение уровня бедности также, вероятно, способствуют тому, что уровень спроса окажется выше официальных прогнозов. Сегодня Индия импортирует бобовые из Малайзии, Бразилии, Аргентины и Индонезии.
К сожалению, когда такой крупный потребитель, как Индия или Китай, решает приобрести что-либо на спотовых рынках, цены, как правило, увеличиваются на 25-50 процентов. В том случае, если они решают приобрести что-либо — будь то нефть, семена масличных культур, цемент, удобрения или продовольственное зерно — одновременно, цены могут подскочить и на 100 процентов. Именно поэтому долгосрочные контракты и резервы играют критически важную роль для продовольственного снабжения страны.
Увы, правительство не уделяет этому должного внимания, говорит представитель компании Central Warehousing Corp. (CWC), отвечающей за складирование значительной части зерна, приобретаемого правительством на внутренних рынках и за рубежом. В июле 2009 года журналисты одного из ведущих изданий (India Today) тайно засняли, как 300 000 тонн бобов, «закупленных за рубежом на деньги налогоплательщиков… лежат [и гниют по несколько месяцев] в порту Туттуккуди… и на складах CWC».
«Фактически, имеет место разбазаривание на разных уровнях наших запасов продовольственного зерна и овощей, и правительство этим даже не обеспокоено», — говорит один предприниматель, оказывающий рефрижераторные услуги сельхозпроизводителям.
Во-первых, разбазариваются скоропортящиеся продукты, которые либо хранятся в неподобающих условиях, либо портятся по пути на рынки. Затем идет процесс закупок. Когда объявляются поддерживаемые цены на пшеницу или рис, закупки осуществляются правительством штатов, и товары хранятся на складах штатов, где не контролируется ни температура, ни влажность, не обеспечивается защита от насекомых и грызунов. Это зерно хранится на складах штатов несколько лет, прежде, чем его передадут центральному правительству в гораздо меньшем объеме в связи с порчей (или воровством) зерна. Это одна из причин, по которым убытки правительства почти каждого штата, закупающего зерно, составляют тысячи кроров рупий (один крор равен 10 миллионам рупий). Центральное правительство также помещает зерно на склады CWC, аналогичные принадлежащим правительствам штатов и не защищенные от грызунов, влажности и паразитов.
Именно поэтому в 2000 году министерство сельского хозяйства и продовольствия устроило глобальный тендер на создание высокотехнологичных зернохранилищ. Победителем глобального тендера стала компания Adani Logistics Ltd. (ALL), получившая, в качестве пилотного проекта, заказ на строительство в Индии семи зернохранилищ общим объемом в 600 000 тонн. «Мы считаем, что это критически важно для обеспечения продовольственной безопасности Индии и ожидаем, что пилотный проект перерастет в более масштабный, полноценный план строительства зернохранилищ», — говорит директор ALL Пранав Адани (Pranav Adani).
«Разумеется, насущная потребность состоит в том, чтобы найти страны, в которых Индия сможет выращивать свои бобовые и зерновые, потому что производительность индийских ферм может оказаться недостаточной», — добавляет Адани.
Комментарии