Российский рубль как панацея?

Белорусские власти начали задумываться о введении в республике российского рубля. По их мнению, эта мера положительно скажется на экономике республики. Комментарии экспертов

Эксперты уверены, что Москва согласится на введение единой валюты, только получив полный контроль над финансовой системой Белоруссии. В противном случае риски России будут слишком велики.

Идею сделать российский рубль расчетной единицей Белоруссии озвучил председатель верхней палаты парламента республики Анатолий Рубинов. По его мнению, таким образом можно решить проблему низкой стоимости белорусского рубля как национальной валюты. А это, в свою очередь, будет способствовать расширению импорта.

Вдаваться в детали того, как именно могут быть объединены финансовые системы двух стран высокопоставленный чиновник не стал. Связано это, вероятно, с тем, что конкретики по данному вопросу пока еще мало, считает руководитель белорусского информационно-аналитического портала «Империя» Юрий Баранчик:

«В настоящий момент эта тема еще достаточно не проработана. Потому что слишком разные потенциалы у стран и все-таки, если говорить о макроэкономике, слишком разные уровни инфляции. В России курс рубля достаточно стабильный, а в Белоруссии инфляция в прошлом году была 100%. Поэтому белорусским властям нужно снизить тот инфляционный навес, который существует над экономикой, прежде чем переходить к каким-то реальным шагам по интеграции в финансовой сфере».

Эксперты также полагают, что помимо инфляции есть и другие препятствия на пути объединения финансовых систем двух стран. В частности они указывают на то, что в белорусской экономике слишком велика доля государства, она нуждается в приватизации и структурных реформах. Открытым остается как вопрос о контроле над финансовым сектором Белоруссии, так и месторасположение эмиссионного центра, напоминает гендиректор Фонда эффективней политики Кирилл Танаев:

«Опыт Евросоюза показывает, что введение единой валюты без жесточайшего контроля за расходами финансовых средств и финансовой сферы стран приводит к таким историям, которые мы сейчас видим в Греции, Испании и Италии, которые поставили, в общем-то, всю экономику ЕС под угрозу финансовых потрясений и ее сильно перенапрягли. Если переходит Белоруссия на российский рубль, но продолжает проводить ту финансовую политику, которую проводит сейчас, то будет выглядеть это так: где-то сидит человек или страна, которая делает долги, а потом к вам приходят ее кредиторы и предъявляют ее счета для оплаты».

Иными словами, вся финансовая система Белоруссии должна быть переформатирована. Начать следует с принципов формирования бюджета страны. Так же должна быть осуществлена ревизия государственных расходов. При этом в самой Белоруссии пока говорят лишь о частичном ограничении своего финансового суверенитета, а не о глобальных изменениях. Но Москву такой подход вряд ли устроит, считает Кирилл Танаев:

«Это вопрос того, что вообще центр управления экономикой перемещается в другое место. Они об этом не говорят, но вообще-то на других условиях вводить единую валюту никто не будет. Неслучайно в прошлом году, когда велись разговоры о едином экономическом пространстве и подписывались все документы, то и президент Казахстана, и президент России говорили, во-первых, о том, что никто никого больше субсидировать не будет. Во-вторых, опыт ЕС с единой валютой заставляет страны Евразийского экономического союза очень внимательно отнестись к идеям о введении общей расчетной единицы».

В Белоруссии идею введения единой с Россией валюты поддерживают далеко не все. В конце января глава Национального банка республики Надежда Ермакова заявила, что страна еще не готова к этому шагу. Между тем вопросы, которые еще недавно могли подталкивать Минск ко введению российского рубля, сегодня уже не актуальны, полагает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов:

«Никакой особой необходимости в этом сейчас нет. Более того, у Белоруссии был сложный финансовый год. И одна из причин этих сложностей и девальвации национальной валюты заключалась в очень низком объеме золотовалютных резервов. А в этом году нормально, в два раза они выросли. И сложностей никаких нет».

Идея объединить валютные системы двух стран не нова. На протяжении всего своего президентства Александр Лукашенко обсуждал эту тему с российскими коллегами. Осенью 2000 года было подписано соглашение о введении единой валюты Союзного государства России и Белоруссии. Предполагалась, что произойдет это к началу 2008 года. Но в сентябре 2005 года тогдашний премьер России Михаил Фрадков объявил, что сторонам не удалось договориться о том, где будет располагаться эмиссионный центр. С тех пор разговоры о введении единой валюты хоть и не прекратились окончательно, но велись уже не столь активно.

Источник: Голос России

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *