Казачество обеспечит боеспособность и национальную безопасность России по-новому

Гость в студии «Голоса России» — атаман Всевеликого войска Донского, верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, депутат Государственной Думы Виктор Водолацкий.

Интервью ведет Армен Гаспарян.


Гаспарян: 2 июня президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в закон «О государственной службе российского казачества». Помню, законопроект был принят Госдумой 17 мая и одобрен Советом Федерации. В том числе и об этом мы будем говорить с атаманом Всевеликого войска Донского, верховным атаманом Союза казачьих войск России и зарубежья, депутатом Государственной Думы Виктором Водолацким.Виктор Петрович, что это за закон, что он устанавливает, какие внесены изменения?Водолацкий: Для меня самая важная часть этого закона — наконец-то, в Российской Федерации появятся казачьи кадетские корпуса де-юре. Де-факто они существуют, работают.

Гаспарян: В том числе в Новочеркасске, по-моему.

Водолацкий: И не только в Новочеркасске. На территории Российской Федерации 24 казачьих кадетских корпуса, но они имели статус «школа-интернат». На территории Всевеликого войска Донского — это Ростовская и Волгоградская область — их десять. И это социально-ориентированные учебные заведения, где большая часть детей из группы риска, дети под опекой, дети-сироты.

И, естественно, получая за семь лет очень высокое образование, дополнительное образование, такое как этика, эстетика, закон Божий, музыка, танцы, спорт, конное, горное, парашютное, этот молодой человек выходит в жизнь не только высокообразованным, но духовно и физически развитой личностью. И сто процентов, большинство ребят поступают в высшие учебные заведения.

К сожалению, сегодня Министерство обороны прекратило прием в военные училища, а раньше, до данного приказа министра обороны Сердюкова, 75 процентов наших кадетов поступали в высшие учебные заведения и становились там лидерами во всех отношениях.

Поэтому та поправка, которую внес Дмитрий Анатольевич Медведев, очень важна сегодня для тех тысяч кадетов, которые сегодня, наконец-то, в своих дипломах будут писать, что он закончил Аксайский казачий кадетский корпус имени Данилы Ефремова, или Новочеркасский казачий кадетский корпус, или Новосибирский.

Но, кроме этого, в данных поправках четко регламентируются взаимоотношения государства и казачества, четко даны критерии отбора и избрания атамана округа, войска. И, что немаловажно, наконец-то, все 11 казачьих войск России, которые внесены в Государственный реестр, будут объединены в одно Общероссийское казачье общество. Тем самым у нас в центре появится так называемый «главный штаб» казачьих войск, который будет координировать нашу деятельность, регламентировать всю методологию и нормативные правовые документы.

И та огромная работа, которая сегодня проводится Советом при президенте по делам казачества, как раз и будет отражена через ту структуру, которая прописана сегодня в поправках к федеральному закону. И 14-15 июня в городе Пятигорске пройдет Выездной совет при президенте Российской Федерации по делам казачества, где как раз всем атаманам, всем председателям профильных комиссий Совета будет доведена та методология, по которой мы будем дальше работать и развиваться.

Гаспарян: Казачество испокон веков считалось, наверное, можно так сказать, военной опорой российской государственности. На сегодня основная цель казачества — это подготовка патриотического воспитания молодежи?

Водолацкий: Совершенно правильно. На сегодняшний день и раньше всегда было, если читать исторические документы, — казаки были самые мирные и доброжелательные люди. Потому что нам, нашим предкам приходилось не только защищать границы России. Если мы вспомним и Ермака, и Дежнева, и Хабарова, и Дальний Восток, и Сибирь — это все казаки. И «азовское сидение», и подарок царю города Азова от турок — это все опять же казаки. И 4-й кубанский казачий корпус, и 5-й гвардейский донской корпус, которые снискали себе славу на полях сражений Великой Отечественной войны, — это тоже казаки.

И сегодня, естественно, в XXI веке, казаки главной задачей ставят духовно-патриотическое воспитание своей молодежи, сохранение нашей культуры, традиций, идеологии и оказание содействия органам муниципальной власти, субъектам федерации в охране общественного порядка, в борьбе с наркоманией, в борьбе с распространением тех наркотиков, которые сегодня захлестнули все наши территории.

Немаловажно сегодня то, что многие атаманы избраны главами муниципальных образований, главами поселений. То есть население сегодня адекватно реагирует на тот момент, который происходит сегодня на исконно казачьих территориях. То есть процесс не только уже возрождения, а и становления казачества на государственной службе. Поэтому казаки сегодня формируют казачьи бригады в системе Министерства обороны.

Кстати, 20-я гвардейская казачья бригада в городе Волгограде формируется только лишь из призывников Ростовской и Волгоградской областей, Астрахани и Республики Калмыкии. Это территория Всевеликого войска Донского. И уже около700 казаков направлены за весенний призыв — и призыв еще продолжается — для службы в данную бригаду.

Кубанское войско отправляет своих казачат служить в 7-ю десантную дивизию в городе Новороссийске. И так за каждым войском сегодня, согласно совместному решению Совета при президенте, который возглавляет Александр Дмитриевич Беглов. И только лишь благодаря его стараниям вышли директивы Генерального штаба, которые четко регламентируют взаимодействие казачьих войск и Министерства обороны.

Тем самым Министерство обороны уже получает тех призывников, которые готовы к службе. Их не надо учить, большинство из них идет по профессиям, которые в данной бригаде. Я недавно посетил 20-ю бригаду. Встрече с командованием послужили те факты, когда наши ребята приходят и профессии, военно-учебные специальности, изучают по-новой. Поэтому наша задача сегодня — подготовить специалистов именно по военно-учебным специальностям для данной бригады. Тем самым мы повышаем боеспособность и национальную безопасность нашей России.

Гаспарян: Я помню события почти 20-летней давности, когда распался Советский Союз, Российская Федерация появилась. И тогда много говорили о том, что для нормального, полноценного возрождения казачества необходимо, в том числе, и возродить старые полки русской армии — лейб-гвардии атаманский полк, лейб-гвардии казачий полк. Но потом эта тема постепенно сошла на нет. Лишь периодически ряд публицистов говорит о том, что вроде там какое-то движение происходит. Как там обстоят дела-то? У вас, из первых уст узнать хотелось бы.

Водолацкий: Мы тоже стремимся к этому и хотим, чтобы чисто казачьи подразделения формировались в структурах Министерства обороны, в других силовых ведомствах. Тем самым, первое, мы исключаем дедовщину, потому что не могут жители с одного хутора или станицы друг другу делать нехорошие вещи. Потому что они завтра встретятся на «гражданке», на одной улице.

Второе: молодой человек, приходя служить, за время подготовки в наших казачьих центрах уже готовый воин, его не надо учить. И, естественно, после службы наши казаки проходят уже ту военную переподготовку, которую сегодня мы начинаем практиковать на территории Южного военного округа, чтобы молодые люди, которые отслужили в 20-й бригаде, через определенное время прошли переподготовку на новую технику.

Что касается именно элитных подразделений в современном понимании этого слова, то, естественно, лейб-гвардии казачий и атаманский полки сегодня, конечно, очень тяжело к этому вернуться и сформировать. Но если мы возьмем Президентский полк, самое элитное подразделение России, то более 200 казаков туда направляются все время служить.

Гаспарян: Это из Всевеликого войска Донского?

Водолацкий: И Всевеликое войско Донское, и Сибирское войско, и Оренбургское войско направляют туда служить. То есть, если брать чисто войско Донское, то это 100 молодых ребят весной и осенью идут туда служить. Сегодня Александр Дмитриевич Беглов уже определился с руководством полка, что в ближайшее время наши призывники в Президентском полку будут ходить и будут участвовать в различных мероприятиях Президентского полка в нашей традиционной казачьей форме.

Тем самым, если мы смотрим на Ивановской площади разъезд, экспорт, кавалерийский эскадрон, то в ближайшее время мы увидим там наших казаков, но уже в казачьей форме. Раньше царя охранял лейб-гвардии Казачий полк. Сегодня мы снова возвращаемся к этому, в XXI веке.

Гаспарян: Казачий конвой вы имеете в виду?

Водолацкий: Да, конечно.

Гаспарян: Cобственный Его Императорского Величества казачий конвой.

Водолацкий: Да. Вот сегодня, в принципе, уже только в XXI веке казаки снова несут охрану Кремля и нашего президента. То есть мы возвращаемся к тем славным, добрым традициям, которые были у наших предков.

Гаспарян: Это динамика, безусловно, положительная. Но, наверное, будет правильно с моей стороны еще сказать о некоем негативном опыте. В Москве часто происходят различные культурные, исторические, литературные вечера, где появляются, в том числе, люди в казачьей форме, которые носят почему-то Георгиевские кресты, которые носят ордена Российской империи.

От этого у очень многих людей, с кем я разговаривал, возникает некое такое странное чувство, что, с одной стороны, — да, казачество, опора, один из символов России. Ну, когда вы живете в Москве, очень сложно судить о том, что происходит на Дону, на Кубани или на Тереке. И вы видите людей, которые, вообще, очень отдаленно имеют, видимо, отношение к казакам. С этим-то что-нибудь можно сделать?

Водолацкий: Это беда нашего общества. И в первую очередь беда казаков, которые живут на исторически казачьих территориях. В районе Садового кольца бродит около 200 различных маршалов казачества, генералов армии казачества, которые носят форму, которой не было никогда у наших предков. Они носят армейскую форму. И здесь, конечно, комендатура, милиция должны адекватно реагировать: откуда идет маршал в непонятных кроссовках, с лампасами и обвешанный Георгиевскими крестами и несуществующими орденами, которые, я думаю, они сами делают?

То есть он идет, как в бронежилете. Царство небесное Леониду Ильичу Брежневу, ему завидовать надо некоторым псевдоказакам, которые здесь бродят. Конечно, они на Дону, Кубани и Тереке не появляются. Потому что любой казак завтра же сдерет с него не только погоны, но и портки, и всыплет десяток плетей, чтобы он не позорил казачество. Поэтому сегодня идет регистрация казачьих обществ, Совет при президенте принял ряд дополнений, изменений, и президент подписал данные указы.

В ближайшее время, когда мы пройдем перерегистрацию, когда четко каждый из казаков получит удостоверение нового образца, дальше Государственная Дума примет те изменения, те поправки, в том числе в Уголовный Кодекс, чтобы наказывать тех людей, которые сегодня не только позорят, но и вводят в заблуждение различные благотворительные организации и общественные структуры. Потому что они приходят и заявляют: за нами десять тысяч сабель, давайте мы завтра вам что-то сделаем. А люди верят, и все. Верят, что, действительно, пришел какой-то генерал армии, и за ним десять тысяч сабель. Это проходимцы, и мы с ними боремся и будем бороться.

Гаспарян: Виктор Петрович, вы — верховный атаман казачьих войск Союза России и зарубежья. Я особо подчеркну, что и зарубежья. Исторически так сложилось… Да, раскол в российском обществе в XX столетии, эмиграция, большой казачий исход. И поэтому понятно, что и в Европе, и в Северной и Южной Америке образовались казачьи станицы. Сейчас все они выходят на связь с исторической родиной, или кто-то, по старой традиции, все еще в автономном плавании?

Водолацкий: Конечно, есть и в автономном плавании. Но на Первый Всемирный конгресс казаков, который прошел в Новочеркасске, и мы как раз посвятили этот конгресс дню рождения, юбилею нашего атамана Платова Матвея Ивановича, которого и сегодня помнят во всем мире, в том числе и во Франции, прибыли представители из 38 стран.

Это страшная трагедия, геноцид казачьего народа в 20-х годах послужил огромным исходом. Большая часть казаков была уничтожена, и «кровавые» реки — Дон, Кубань и Терек — были заполнены телами детей, женщин, стариков. Многие ушли на остров Лемнос. Сегодня приезжают наши делегации, я там бываю ежегодно вместе с кадетами. И мы очень сожалеем о том, что происходило в те страшные годы. И кадетов мы воспитываем на тех принципах, чтобы они помнили свою историю и не допустили, чтобы это в нашей современной истории повторилось. Поэтому, конечно, большинство казачьих организаций за рубежом поддерживают отношения, мы общаемся.

Кстати, при Совете при президенте создана комиссия по международным делам. Ее возглавляет один из руководителей департамента МИД Российской Федерации Васнецов. Проходило заседание Комиссии по международным делам, где рассматривалась дальнейшая интеграция зарубежных казачьих организаций с российскими. Потому что большинство художественной литературы, исторических формуляров, регалий, знамен находится за границей. И мы хотим, чтобы они вернулись сегодня на наши земли. И сегодня казаки к этому готовы. Поэтому в Старочеркасске построен комплекс «Казачье зарубежье» благодаря инициативе тех людей, которым небезразлично, чтобы не сгинуло в дальнем зарубежье все, что было сохранено.

Гаспарян: Я слышал, что очень много передавалось.

Водолацкий: Передается. Все регалии, к примеру, Кубанского войска уже переданы. А это была работа вместе с губернатором Краснодарского края Ткачевым, чтобы это вернулось. На определенных условиях оно вернулось, хотя многие казаки говорили: есть условие — Краснодар поменяйте на Екатеринодар, тогда мы вернем. И многие другие сегодня вопросы зарубежные казаки ставят.

Если мы говорим о возрождении, значит, оно должно быть такое, которое было в 1914 году. Но это сегодня невозможно, нереально. И когда они приезжают сюда, они видят, что в России происходят изменения, что восстанавливаются храмы и церкви, которые были разрушены. Не мы с вами разрушали. Но сегодня так исторически получилось, что мы восстанавливаем все то, что строили наши предки, а кто-то другой дал команду — и все было разрушено.

И поэтому они видят и верят в то, что Россия развивается, что Россия сильная духовно. И многие стараются приезжать в Россию уже не только на торжественные мероприятия, но и привозят своих детей. Привозят в Вешенскую на праздник Михаила Шолохова, на день его рождения. Мы в этом году обрели книгу «Тихий Дон», которая издана сегодня без купюр благодаря Андрею Викторовичу Черномырдину, сыну Виктора Степановича Черномырдина, и его фонду. И эта книга сегодня займет достойное место, не только достойное, а, скорее всего, первое место во всех наших казачьих школах, кадетских корпусах. Потому что как раз там вся та трагедия, боль и мощь донского казачества.

Гаспарян: Я много разговаривал с зарубежными коллегами. И при слове «казаки» они говорят: о, это знаменитый хор Жарова. А не обидно вам сегодня, уже XXI век, что прошло столько времени, и уже у вас же есть, во Всевеликом войске Донском, прекрасный хор, и хор кубанских казаков блистательный. А все равно сравнивают с хором Жарова, и именно хор Жарова помнят?

Водолацкий: И мы его помним. И помнит наш губернатор Ростовской области, казак станицы Ермаковской, первого Донского округа. Сегодня Ростовскую область возглавляет как раз родовой казак. И первое, что он сделал, кроме преобразований, которые происходят сегодня в Ростовской области, — это ансамбль песни и пляски донских казаков.

Василий Юрьевич Голубев определил, что это должна быть визитная карточка не только Тихого Дона, но и всего российского казачества. Раньше этот ансамбль был, мягко говоря, «на задворках». Сегодня новая энергия, новые ресурсы. И я уверен, тот репертуар, который сегодня есть, обновляется на 200 процентов. И многое, что было у великого Жарова и того прекрасного хора, сегодня займет достойное место в репертуаре современного донского ансамбля. Потому что этого мы хотим, и этого, самое главное, желает губернатор, донской казак. А когда есть совокупность интересов, значит, это будет.

И наш ансамбль будет выступать на подмостках зарубежных театров. И наши друзья, братья увидят, что мы сохранили свою культуру, мы сохранили свои песни, свои обычаи.  На Лемносе, когда мы привезли ансамбль донских казаков из города Азова, весь остров, ближайшие города прибыли на этот праздник казачьей культуры. Они просили, чтобы мы повторяли это. Потому что все было заполнено, весь зал не вместил людей. И губернатор Лемноса сказал: в следующий раз нам не нужен зал, нам нужна площадь огромная, потому что людей не вместило. И в этом году мы как раз и планируем очередную поездку. У нас есть руководитель делегации Леонид Петрович Решетников, который обрел для России Лемнос.

Гаспарян: Он как раз выпустил книгу «Русский Лемнос».

Водолацкий: Да. И заброшенные могилы сегодня восстанавливаются. Большинство из них восстановлено. Греческие власти, греческий народ говорил: «Когда же Россия вернется к своим предкам, к могилам?» Потому что другие кладбища — английское, французское, индийское, австралийское — ухоженные, опрятные. А наши были заросшие травой, там паслись бараны.

Сегодня это место, которому поклоняются и греки, потому что они помнят наших казаков, и те люди, которые приезжают туда. Приезжают делегации Кубанского войска, Донского. И мы восстанавливаем все те разрушенные надгробия, которые сегодня необходимо восстановить. И мы их восстановим.

Гаспарян: Я нисколько не сомневаюсь. Более 20 лет уже говорят о возрождении казаков. А когда в этой истории будет поставлена точка? Когда возрождение уже станет окончательным, полным и бесповоротным?

Водолацкий: Мы уже возродились. И 20 лет — это нормальный возраст. 20 лет — это сильные руки, это ум, это здоровье, это, самое главное, служение России. И сегодня мы служим России, великой России. Мы служим на Дону, на Кубани, на Тереке, в Сибири, на Дальнем Востоке. И наша служба заключается в том, чтобы каждый человек, обыватель, сидя на кухне за чашкой чая, говорил: здорово, что казаки есть сегодня, что можно выпустить ребенка на улицу, и там не будет преступлений, что можно отправить ребенка в армию, в казачью бригаду, и там не будет дедовщины. Что можно сегодня избрать атамана главой — и у нас будет порядок и дисциплина, и не будет воровства и коррупции. Мы служим, мы уже возродились.

Гаспарян: Перефразируя знаменитые слова Петра Николаевича Врангеля: Боже, спаси казачество.

Водолацкий: Слава Богу, что мы казаки.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *