Арктика огромна: в одиночку не освоить

До чего же комфортно говорить о суровой Арктике, попивая кофеек в теплом, уютном конференц-зале конгресс-отеля «Меридиан». Но показалось, арктическим холодом сдуло этот уют, когда на экране появились слайды, которые продемонстрировал начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Николай Бабич.

 …Над судном кружит вертолет, снявший моряков, — им крупно повезло, успели спасти. А само оно, смятое, как спичечный коробок, грозными льдами, уходит под воду. Последние минуты жизни большого корабля…

— Это не единственный подобный случай, — предостерег Николай Бабич. — Не хочу никого пугать, но есть смысл напомнить: Арктика продолжает оставаться бескомпромиссной, суровой, и с нею надо считаться.

Эта демонстрация состоялась во время международной конференции о региональном сотрудничестве в Арктике, которую недавно провел Мурманский государственный гуманитарный университет.

Больше контактов — меньше конфликтов

Мурманск — ворота в Арктику, это знают все. И понятно, почему именно здесь состоялась эта международная научная конференция. Она вызвала большой интерес не только у российских участников: делегаты прибыли и из Канады, Норвегии, Германии. Что приятно — общение шло без реверансов, ученые говорили откровенно, без труда переходя с русского на английский и обратно. Хотя и переводчикам-синхронистам работы хватало. Целью конференции было обсуждение российской арктической стратегии и возможностей сотрудничества в Арктическом регионе.

— Для нас эта конференция — знаковое событие, — подчеркнул ректор МГГУ Андрей Сергеев. — Отличие этого форума от ему подобных в том, что он был подготовлен группой международных и российских партнеров. И здесь выступали не только бизнесмены и политики, но и видные представители научного мира. Именно те люди, которые знают проблему досконально. Кроме цифр в их докладах прозвучал анализ, что можно делать в Арктике и что категорически нельзя.

— Сегодня Арктика — очень заманчива как для России, так и для других стран. Не получится, что каждый из желающих там работать будет тянуть одеяло на себя?

— Конечно, без некоторого соперничества не обойтись. Скажем, доклад видного ученого из норвежского института Фритьофа Нансена Арильда Му так и называется: «Нефтяная промышленность в Арктике: соперничество, сотрудничество, конфликты». Но и без дружеских, плодотворных контактов тоже нельзя. Затем мы, представители совершенно разных организаций, и собрались здесь, чтобы договариваться. Мне кажется, что чем больше таких контактов, тем меньше конфликтов. Тем более что конфликты, как правило, возникают там, где мы проявляем определенную местечковость, не владеем аргументами и вместо них пытаемся предложить какие-то мифы. Ну а здесь есть возможность договориться и понять друг друга.

Как с давними друзьями, встретились сотрудники МГГУ с коллегами из Норвегии. И это понятно. В университете реализуется множество совместных с норвежцами программ, случается, что за неделю в него приезжают три-четыре делегации наших северных соседей.

База для решения проблем страны

— Если посмотреть на карту, то легко можно убедиться, что ни одна проблема Арктики не может быть решена без России, потому что ее доля слишком велика, — сказал, предваряя свое выступление, профессор кафедры европейской интеграции Московского государственного института международных отношений Лев Воронков. — Сегодня, как никогда, необходимо сотрудничать в Арктике и решать проблемы совместно. Скажем, возникнет необходимость в поиске и спасении людей. И тут гораздо эффективнее могут оказаться действия не одной страны, а международного сообщества. Или взглянем с точки зрения перспектив интенсивной эксплуатации ресурсов Арктического региона. Такую катастрофу, что случилась в Мексиканском заливе, допустить просто нельзя. Но только результат совместных усилий, технологического обмена опытом и так далее поможет сделать освоение Арктики безопасным.

По мнению Воронкова, что касается роли России в этом регионе в целом, то в случае удовлетворения ее заявки Комиссией по границам континентального шельфа фактически значительная часть Арктики будет под юрисдикцией нашей страны. И это даст ей колоссальный ресурсный прирост. А как известно, российская национальная стратегия гласит, что ресурсный потенциал нашей арктической зоны должен стать базой для решения социально-экономических проблем страны, повышения качества жизни ее населения. Кстати, в областном минэкономразвития уже подготовлена конкретная программа с финансированием соответствующих арктических проектов. Это дополнит федеральную программу.

В общем, как считает профессор МГИМО, слова великого Ломоносова о том, что «богатство России Сибирью прирастать будет…» можно с уверенностью дополнить — «и арктическими морями».

Как и с кем делить пирог

Огромные запасы нефти и газа, водные биологические ресурсы, многообещающие транспортные перспективы — все это по понятным причинам вызывает живейший интерес многих стран. А потому вопрос о распределении этих ресурсов, а стало быть, о юридическом статусе арктических пространств, сегодня стоит очень остро.

Положения вступившей в силу Конвенции по морскому праву 1982 года позволяют прибрежным арктическим государствам значительно нарастить зону национальной юрисдикции за счет дополнительных районов континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Эта Конвенция ратифицирована всеми прибрежными арктическими государствами, за исключением США. Участники конференции выразили надежду, что внутриполитические дискуссии в Америке по этому поводу достаточно скоро завершатся ее присоединением к Конвенции.

Одновременно ряд влиятельных и крупных государств, расположенных гораздо южнее Северного полярного круга, проявляют настойчивое стремление добиться участия в разделе арктического «пирога». Они демонстрируют немалые усилия, направленные на «интернационализацию» Арктики. Ставят вопрос о необходимости «глобального управления» ею, об объявлении общим достоянием человечества, о создании механизмов международного управления транспортными потоками в регионе, охраны окружающей среды и т. п. Однако участники Мурманского форума согласились с тем, что до завершения рассмотрения Комиссией по границам континентального шельфа заявок прибрежных арктических государств преждевременно ставить вопрос о международном управлении делами каких-либо частей Арктики.

— Нередко в ход идут не вполне добросовестные попытки эксплуатировать рудименты холодной войны, чтобы представить Россию как угрозу стабильности поставок энергоресурсов на европейский и мировой рынки, а также коммерческому судоходству в водах Арктики, — констатировал Лев Воронков. — Нашу страну изображают порой как агрессивную военную державу, незаконно претендующую на обширные арктические пространства и наращивающую в этой связи свою военную мощь. По мнению главнокомандующего ВМФ России Владимира Высоцкого, особенно проблематичными отношения у России могут быть как раз с теми государствами, которые не являются традиционными участниками Арктического союза. Усилиями экспертов и СМИ именно этих стран создается ажиотаж вокруг якобы неизбежности предстоящей «битвы за ресурсы» Арктики. Однако Россия не связывает свое военное присутствие в ней с исполнением какой-либо глобальной военно-политической миссии. Политика нашей страны в этой зоне диктуется не амбициями, а экономическими интересами, задачами ее современного и будущего развития.

Два главных коридора

С давних пор умы мореплавателей тревожат Северо-Западный и Северо-Восточный проходы. Первый пролегает по Ледовитому океану вдоль берегов Канады, второй — России (мы его называем Северным морским путем), и оба позволяют значительно сократить путь из Атлантического в Тихий океан. А значит, сэкономить время и затраты на перевозку грузов, объемы которых с каждым годом растут. Правда, пока коммерческого бума на этих путях не наблюдается: природа ввела свои ограничения. На Севморпути с нею успешно спорят наши атомные ледоколы. Но вот в мире заговорили о глобальном потеплении… Пора морякам торгового флота в массовом порядке запасаться картами арктических морей?

Свою точку зрения профессор университета Торонто Франклин Гриффитс высказал в докладе об использовании обоих водных путей.

— Наш Северо-Западный морской проход отличается от вашего Севморпути по многим показателям, — отметил он. — Во-первых, на протяжении СЗМП всего один компактный архипелаг во внутренних канадских водах, а на СМП — три архипелага, которые значительно отстоят друг от друга, их разделяет экономическая зона в открытом море. Протяженность нашего прохода всего 450 морских миль, а Севморпути — более трех тысяч. Огромное расстояние. И тем не менее между этими двумя проходами есть общее — здесь постоянно меняются условия ледовой обстановки. А в зависимости от нее меняются и конкретные маршруты. Кстати, глобальное потепление влияет на условия в Канаде намного слабее, чем в России.

По мнению профессора Гриффитса, Севморпуть значительно строже управляется, чем СЗМП. В России гораздо больше регламентов и правил прохода по нему, в то время как в Канаде действует режим независимой навигации, при котором правила, конечно, существуют, но суда не обязаны сопровождаться ледоколами или следовать в конвоях. Профессор предположил, что такие проводки судов — достаточно дорогостоящее дело для российского бюджета: на государственном уровне приходится предоставлять обслуживание ледоколов и кораблей и контролировать движение. В Канаде этого почти нет. Так же как и нет платы за услуги на СЗМП, тогда как в России эту плату взимают.

Подробный и обстоятельный доклад Франклина Гриффитса вызвал нешуточную дискуссию. И это имеет основания. В последние годы очень много пишется и говорится о том, что потепление, а стало быть размораживание новых водных маршрутов, сулит прекрасные транспортные перспективы. Но это же путь и к конфликтам между странами, которые считают себя хозяевами маршрутов либо претендуют на участие в их эксплуатации. Тем не менее ученые считают, что глобальное потепление сулит небывалые выгоды. Оно позволит как бы соединить два знаменитых прохода: Северо-Западный вполне может сомкнуться с Мурманским началом Севморпути.

Решат торосы, а не дипломаты

Вот только насколько это реально? Главным оппонентом идеи глобального потепления выступил тот, кто со льдами Арктики имеет дело ежедневно в течение последних сорока с лишним лет, — начальник штаба морских операций «Атомфлота» Николай Бабич. Подробно обрисовав делегатам форума историю ледокольного флота Мурманска и положение дел в «Атомфлоте» сегодня, он высказал свою точку зрения на проблему.

— Разговоры о глобальном потеплении — либо блеф мирового масштаба, попытка ввести в заблуждение мировое сообщество (такие оценки давались, это не я придумал), либо преследование политических и коммерческих целей. Зимний сезон у нас длится с декабря по март. И мы видим воочию — вся Арктика покрыта льдом. Я что-то не наблюдаю тех факторов, которые свидетельствуют о том, что ледокольная поддержка не нужна и плавать в арктических пространствах можно свободно. Не получается это! 2007 год был рекордным по сокращению площади ледового массива в летнее время в Центральном Арктическом бассейне. Но уже в августе следующего площадь этого массива была почти в два раза больше, чем в сентябре 2007-го. Возьмем февральскую обстановку в 2008 и в 2009 годах. Все моря замерзли, кромка ледяного массива находится в средней многолетней границе, и даже в 2009 году льда оказалось несколько больше, чем в предыдущем, 2008-м. А прогноз на предстоящую летнюю навигацию-2011 в Арктике дал однозначно по всем морям, от Баренцева до Чукотского, показатель средней многолетней характеристики ледяного покрова с незначительной тенденцией к легким условиям. У нас есть прогноз, что до 2017 года повторяемость ледовой обстановки на уровне средних многолетних характеристик и близких к тяжелым будет нарастать. А с 2017-го по 2040-й мы вообще ждем переход к очередному малому оледенению в Арктике. И я думаю, что на фоне этой информации все разговоры о геополитике, о том, как надо себя вести в Арктическом регионе, откорректирует сама природа. Не обязательно все пойдет по тому сценарию, который нарисуют современные дипломаты. Конечно, нет. Все будет выглядеть совершенно по-другому. Иное дело, что ситуация должна контролироваться и мы обязаны исповедовать разумный подход при решении любых арктических проблем. Это тот же лед, и он никуда не денется. В зимнее время, в условиях, как сейчас говорят, «глобального потепления» толщина его в торосе 16-20 метров. И нет таких условий, которые бы благоприятствовали беспрепятственной навигации. Ну не пойдут в обозримое время прогулочные яхты по Севморпути. Еще один факт. На протяжении нескольких лет климат действительно был не глобально, но чуть теплее. И это привело к тому, что ледниковые купола на Северной Земле породили десятки тысяч айсбергов. Вот сейчас вокруг Земли Франца-Иосифа, мыса Желания, Северной Земли, в том числе в проливе Вилькицкого, их очень много — словно кто-то эти айсберги высыпал из мешка. Они представляют собой очень серьезную навигационную опасность, с которой можно бороться, лишь имея под рукой такое мощное техническое средство, как атомный ледокольный флот.

Николаю Бабичу пришлось ответить на множество вопросов делегатов форума, но самым интересным, пожалуй, был такой: удастся ли уводить буксировкой дрейфующие айсберги, чтобы не мешали процессу разработки нефтяных и газовых ресурсов в Арктике?

— Техническое решение уже найдено, — сообщил Бабич. — И при воплощении проекта строительства и эксплуатации штокмановских объектов все будет сделано.

Пока альтернативы нет

Конечно, одной конференцией все проблемы Арктики не решить. Но есть обстоятельство, которое явно сыграет большую роль для всех участников форума, — это оценка ледовой обстановки, которую сделали наши эксперты и практики. Они предостерегают тех зарубежных коллег, кто заявляет, что Арктика уже освобождается ото льдов, и значит, пришла пора разрабатывать альтернативные Севморпути маршруты.

В ходе дискуссий вокруг СМП нередко высказываются мысли о необходимости его интернационализации, предлагаются альтернативные маршруты его трасс. Следует напомнить, что расстояние только от Карских Ворот (пролив между Баренцевым и Карским морями) до бухты Провидения на Камчатке составляет 5600 километров. Вся трасса еще больше. И вполне обоснованны сомнения в том, что существование, а главное — эффективное функционирование, независимого от российского обслуживания (ледокольная проводка, метеообеспечение, поиск и спасение, обеспечение связью, экологический контроль, спутниковая информация о ледовой обстановке и т. п.) маршрута СМП возможно даже в условиях быстро тающих льдов. Расходы на обустройство и обеспечение такой трассы могут сделать ее неконкурентоспособной. Оценки наших экспертов показывают: по крайней мере, в ближайшее десятилетие без содействия России эти попытки обречены на неудачу.

Ну а для нее Северный морской путь необходим. Он питает заполярные провинции страны, соединяет их в единую экономическую систему и с мировыми рынками. Дискуссии о создании альтернативных маршрутов или постановке СМП под международное управление или наблюдение весьма оторваны от российских реальностей и потребностей. И в любом случае Россия, выполняя национальное законодательство и свои международные обязательства, будет контролировать транспортные потоки и соблюдение экологических требований всеми действующими в ее территориальных водах и экономической зоне коммерческими и иными судами. Ведь не секрет, что повышение интенсивности коммерческого судоходства может сопровождаться активизацией транзита наркотиков, контрабанды, переброски террористов. Чего допустить нельзя.

Кто закинет удочку

В рыбацком Мурманске, разумеется, не обошлось без рыболовной темы. С интересным докладом о роли ЕС в рыбном промысле в Арктике выступил видный исследователь из Берлинского института по международным делам и делам безопасности Карстен Шимик.

Обсуждая его выступление, участники форума сошлись во мнении, что рыболовная тема весьма многослойна. Немало говорилось о политике Европейского союза в этом вопросе, о том, что эта проблематика включает в себя и геополитику, и естественные, а также гуманитарные науки в разных аспектах (социальном, политическом, экономическом). Конечно же, коснулись и вопроса, связанного со Шпицбергеном.

— Мы же не заинтересованы в том, чтобы в районе Шпицбергена ловили рыбу вместе с нами и норвежцами еще сорок с лишним государств, — уточнил профессор МГИМО Лев Воронков. — А ведь по условиям договора о Шпицбергене они имеют на это право. И если мы будем настаивать на том, что режим рыбоохранной зоны, введенный норвежскими властями, должен быть сломлен, мы можем пробить дорогу ко всеобщей рыбалке. Но разве нам это нужно? Поэтому мне кажется, что акцентировать проблему доступа к Шпицбергену совсем не обязательно. Есть совместная российско-норвежская рыболовная комиссия, которая ежегодно определяет размер квот и правила рыбалки для наших двух стран, судя по ее решениям, меняться и ухудшаться условия для российских рыбодобытчиков в обозримом будущем не будут. Эта комиссия дает возможность де-факто иметь российско-норвежский кондоминиум, ибо обе стороны несут главную ответственность за состояние рыбных ресурсов в совместном, по сути, море. У других стран с норвежцами подобных совместных комиссий нет. Так что мы — в выигрыше.

Чем хороши такие конференции? Тем, что они практически не кончаются. И тем более, если речь идет о таком грандиозном объекте исследований, как Арктика — огромная, богатая, во многом еще неизведанная. Всем понятно: работы здесь — поле непаханое, не на одну человеческую жизнь хватит. Участники форума в Мурманске заглядывали в своих прогнозах на много лет вперед. И собирались встретиться еще не раз, чтобы обсудить проблемы и возможности работы в Арктике. Думается, эти встречи обязательно состоятся.

Подготовила Нина АНТОНЯН.
Опубликовано: «Мурманский вестник»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *