«Прерванный полет» русской философской мысли

Ведущие российские и зарубежные специалисты готовят многотомник «Философия России первой половины ХХ века»

Макет издательского проекта был представлен в Москве 26 апреля.

Инициаторы проекта двигались назад во времени: в прошлом году была опубликована серия, посвященная мыслителям второй половины прошлого столетия. Она настолько привлекла к себе внимание, что даже за рубежом, например на философском факультете крупнейшего в Европе Болонского университета, состоялось обсуждение публикаций.  «21 том этой антологии убеждает, что застой в общественной и экономической жизни эпохи развитого социализма к философии не имел никакого отношения«, – обратил внимание историк Андрей Сорокин.

«Для подавляющего большинства не только простых наших граждан, но также интеллектуальной и политической элиты понятия «русская философия», к сожалению, вообще не существует, — отметил он. —  И, на мой взгляд, самая важная цель такого рода больших проектов – лечить национальную память, восстанавливать национальную идентичность, показывать непрерывность исторического и интеллектуального процесса в стране, в которой мы живем. На самом деле нам есть чем гордиться, есть что анализировать«.

Прежде всего, анализу подвергается кризис исторического сознания, который российскому обществу принесли социалистическая революция 1917 года, гражданская война и в целом отречение от прежних интеллектуальных и духовных ценностей. Труды мыслителей того времени, по идеологическим мотивам, были доступны в СССР лишь узкому кругу. Они не изучались в университетах, не стояли на полках книжных магазинов.

Но после перестройки, в 1990-х годах, начались публикации, составившие целую серию — «Из истории отечественной философской мысли». Позже появились комментированные издания отдельных авторов, монографии, архивные исследования. «Пришло время восстановить единое пространство русской философской мысли, которую мы образно назвали «прерванный полет«, —  подчеркнул главный редактор готовящегося издания Борис Пружинин.

«Осознание необходимости этой работы возникло после того, как была издана  серия, посвященная второй половине прошлого столетия. То есть сделан шаг, восстанавливающий преемственность, чтобы появилось ощущение общности оснований, в рамках которых работали эти мыслители, — сказал он. —  Потому что первая половина ХХ века – как раз тот период, когда были разрушены эти основания.

Часть философов уехала за границу, а те, кто остались на родине, вынуждены были менять направленность своих мыслей, своей работы. Но оставался общий контекст, исходная культурная установка. И я уверен, что мировой философии мы нужны не для того, чтобы повторять ее «задворки», мы нужны со своим культурным опытом, со своим философским языком».

По ключевым темам и отдельным фигурам нового проекта, конечно, у  членов редакционного совета возникали споры. Например, о Романе Якобсоне, которого считают в первую очередь филологом. Но решено было не исключать это имя из серии, ведь именно Якобсон способствовал продуктивному диалогу между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским структурализмом.

Дебаты шли и вокруг фигуры Льва Выготского: кто он в большей степени – философ или психолог? Инициатор проекта Петр Щедровицкий считает так:

«Выготский был первый в российской традиции мыслитель, который поставил вопрос философской антропологии. Культурно-исторический подход мыслился ему как платформа философско-антропологического видения – гораздо более широкого, чем работы по педагогической и возрастной психологии, которыми он занимался параллельно. Вообще провести границу между философиями, как говорят, региональной направленности и  общей философией довольно трудно«.

Видимо, поэтому дискуссия продолжилась прямо на презентации, в результате чего авторы издания обещали рассмотреть предложения коллег и, может быть, расширить 36-томную антологию, включающую в себя такие имена, как Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Гессен. В число философов попали также писатели –  Лев Толстой, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый. И даже композитор Александр Скрябин.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *