Британия готова к «перезагрузке» с Россией. Многие об этом забыли, но еще в самом начале 2000-х годов Великобритания считалась партнером России

Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров начал трехдневный визит в Великобританию, который способен серьезно улучшить двусторонние отношения.

Исторически отношения между Россией и Великобританией – это запутанный геополитический узел, в котором тяга к сотрудничеству причудливым образом сплетается с противоречиями и конфликтами. Причем отделить одно от другого неспециалисту бывает порой очень непросто. Скажем, экономические контакты между РФ и туманным Альбионом на протяжении последних 20 лет находились на подъеме – британские бизнесмены охотно вкладывали деньги в нашу экономику, создавали совместные предприятия и развивали двусторонние проекты. Однако в политической сфере периоды взаимного сближения часто и быстро сменялись периодами охлаждения.

Сейчас многие об этом забыли, но в самом начале 2000-х годов Великобритания считалась партнером России, а Владимир Путин поддерживал приятельские отношения с премьером-лейбористом Тони Блэром. Однако потом диалог стали омрачать различные конфликты, что, на мой взгляд, связано с чрезмерной ориентацией Великобритании на США. Тони Блэр превратил Соединенное Королевство в верный «американский авианосец» и ради привилегированного партнерства с Америкой был готов пожертвовать отношениями со многими другими странами, включая Россию.

Так, именно после британской поддержки в 2003 году американской авантюры в Ираке контакты Москвы и Лондона стали отягощать многочисленные скандалы. Можно припомнить и наплыв так называемых политэмигрантов на берега туманного Альбиона – Закаева, Березовского и других. Кульминацией же этого всплеска холодной войны стало «дело Александра Литвиненко» в 2006 году, когда британское правосудие прямо обвинило российскую разведку в отравлении полонием бывшего сотрудника ФСБ, переехавшего в Лондон.

Дальше – больше. В 2007 году тогдашний глава британского форин-офиса Дэвид Миллибэнд выслал из Британии ряд российских дипломатов. На что РФ, следуя законам жанра, дала «симметричный и адекватный ответ», отправив паковать чемоданы сотрудников британского посольства в Москве.

Впрочем, сегодня в Москве и Лондоне есть четкое понимание того, что нормализация отношений – в интересах обеих стран. Лондон пересматривает свои подходы к внешней политике – односторонняя ориентация на США постепенно меняется в сторону многовекторности. И в этом контексте особое место отводится России. Важную роль играет и экономический аспект. Если лейбористы любили выпячивать на передний план политические вопросы, то нынешнее правительство – коалиция консерваторов и либеральных демократов – ставит на первое место экономику, а не политику. Неслучайно на желательность «перезагрузки» в российско-британских отношениях уже намекал и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, и глава форин-офиса Уильям Хейг.

В этой связи нельзя не упомянуть и кровную заинтересованность английского энергетического концерна British Petroleum (BP) в сделке с «Роснефтью» – после неприятностей в Мексиканском заливе компании срочно нужны новые месторождения. Россия, впрочем, не меньше Британии заинтересована в этой сделке, ведь она позволяет легализовать на международном уровне часть активов ЮКОСа, которые перешли под контроль этой государственной сырьевой компании.

Сделку между двумя энергетическими гигантами лоббируют на самом высоком политическом уровне в Москве и в Лондоне, что, на мой взгляд, может послужить неплохим поводом к сближению двух стран. Контакты на высшем уровне уже активизировались – в ноябре президент Дмитрий Медведев принял в Кремле главу британского МИДа Уильяма Хейга, теперь в Лондоне гостит глава российской дипломатии Сергей Лавров. А немного позже в Москву должен приехать с официальным визитом премьер Дэвид Кэмерон.

Конечно, препятствия для российско-британского диалога возникали и, увы, будут возникать. Тенью на нынешний визит в Лондон Сергея Лаврова лег недавний скандал вокруг Люка Гардинга, известного журналиста леволиберальной газеты The Guardian, считающейся в Британии образцом качественной прессы. Будучи российским корреспондентом авторитетного издания, он часто публиковал статьи о внутренней политике России и подчас жестко критиковал руководство РФ. Как известно, The Guardian принадлежит к числу тех изданий, которые сотрудничают с сайтом WikiLeaks, и Гардинг в декабре прошлого года комментировал депеши, в которых содержится намек на некие богатства российского премьер-министра. Этот журналист проявлял активность и на Северном Кавказе – в 2010 году его даже ненадолго арестовали в Ингушетии. В одном из номеров The Guardian он опубликовал свою беседу с отцом террористки Мириам Шариповой, обвиненной в мартовских взрывах на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры». Журналиста обвинили в том, что свою статью он не снабдил комментарием по поводу того, что говорил папа смертницы, и не предоставил слово другой стороне. На прошлой неделе Люку Гардингу по неизвестным причинам отказали в российской визе. Однако, к счастью, инцидент удалось довольно быстро исчерпать, что свидетельствует о заинтересованности Москвы и Лондона в улучшении отношений.

Дмитрий Портнягин, эксперт по Великобритании, преподаватель факультета международных отношений СПбГУ

Источник: «Невское время«, Санкт-Петербург

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *