Анатомия суеверий → «Денежные» поверья. Как появились первые деньги? Как обрести финансовый достаток: приметы разных народов

Как правио, деньги – это, можно сказать, табуированная тема для бесед. Даже самые тесные компании, где запросто обсуждают частные подробности жизни друг друга, обходят стороной вопрос о том, какая у кого зарплата, поскольку не очень-то это принято. Если кто-то об этом и спрашивает, то присовокупляет фразу «Скажи, если не секрет». И это делает деньги еще более интересной темой, потому что она если не запретная, то какая-то слегка неприличная. Мол, воспитанные люди выше обсуждения таких меркантильных вещей.

Если верить энциклопедическому определению, деньги – специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Но все-таки деньги – это нечто большее. Для многих людей это мерило собственных возможностей и жизненного успеха и даже своего рода символ власти над миром.

Когда-то человечество обходилось вовсе без них, обменивая одни товары на другие. Это была эпоха прямого бартера. Но рано или поздно люди в разных странах и на разных материках приходили к тому, что нужен какой-то единый эквивалент стоимости для всех товаров и услуг. Эквивалент мог быть разным. На островах Океании его роль играли ракушки и жемчужины, в Новой Зеландии – камни с отверстиями в середине, но в большинстве стран в роли денег выступали соль, зерно, скот, шкуры и меха.

Меха, пожалуй, были самыми древними деньгами. Они довольно долго сохраняли свою денежную значимость даже тогда, когда в качестве денег стали использовать слитки металла, бруски и монеты. И даже сегодня, когда деньги в привычном нам варианте полностью вытеснили «меховую» валюту, в товарообороте ее положение по-прежнему остается весомым. Недаром шуба – то не просто теплая одежда, но и символ того, что жизнь удалась. А в некоторых странах меха дали название деньгам как таковым. Например, хорватская куна. Название этой денежной единицы происходит от слова «куница». Мех этого зверька всегда ценился очень высоко.

Металлические деньги поначалу имели своеобразный вид. Строго говоря, это были не деньги, а полезные металлические предметы – наконечники для стрел и копий и даже гвозди. Потом роль денег начали играть слитки, которые можно было разрубать, если, скажем, товар явно не стоил всего слитка, а только его треть или даже одну пятую.

От таких слитков, собственно, и пошло название российского рубля, чье имя явно этимологически связано со словом «рубить». А вот слово «деньга», которое потом трансформировалось в слово «деньги», происходит от тюркского «тенге». Так называли мелкие серебряные и медные монеты в странах Востока.

Раз уж я полезла в лингвистические дерби, то добавлю, что слово «монета», распространенное во многих языках, в переводе с латыни означает «советчица». Этот эпитет в римской мифологии был закреплен за богиней Юноной, в храме которой чеканились деньги. Можно сказать, что им приписывалось божественное происхождение. А для предметов быта это, скорее, исключение, чем правило.

Деньги не всегда считали чем-то божественным. Например, с распространением христианства отношение к деньгам стало слегка настороженным. Вспомним хотя бы слова проповеди Божьей, в которой было сказано, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божие. Большие деньги начали воспринимать, скорее, как дьявольское искушение. А уж какие жуткие поговорки придумывались на этот счет! «Пусти душу в ад, будешь богат», «У богатого черт детей качает», «В аду не быть — богатства не нажить» и другие.

Те, кто жаждал денег больше всего на свете, пробовали даже договориться с нечистым. Например, в XVIII веке ради получения богатства писали так называемые богоотметные письма к дьяволу. Ему предлагали сделку: человек отрекался от Бога в обмен на деньги и жизненный успех. Для этого составлялись черные заговоры, в которых человек отрекался от Христа и отказывался от крестного знамения. Приносило ли это богатство – история умалчивает.

Какое бы деньгам ни приписывали происхождение, – демоническое или божественное – во всем мире их признавали чем-то, требующим особого отношения. Поэтому приметы, связанные с деньгами, в том или ином виде существуют во множестве культур. Например, считается, что купюры нужно держать в порядке, не мять и не засовывать в кошелек как попало. Все деньги одного достоинства должны лежать вместе, за ними – купюры другого достоинства. Эта примета явно имеет под собой дисциплинарные мотивы: если хочешь, чтобы финансовые дела были в порядке, будь любезен научиться держать в порядке ту наличность, которая у тебя есть.

Также народная мудрость советует внимательно относиться к личной бухгалтерии – вспомним поговорку о том, что деньги любят счет. И правда, разнообразные тренинги, посвященные искусству обращаться с деньгами, назначают ведение отчетности о доходах и расходах едва ли не главным домашним заданием. Ведь когда день за днем отслеживаешь свои траты, становится в конце концов ясно, куда так быстро деваются деньги. Это уже серьезный шаг к планированию своего бюджета и отсеканию ненужных статей расхода.

Еще одна примета говорит о том, что если при покупке новой вещи не остается денег в кошельке, то будешь испытывать недостаток в деньгах все время, пока будешь носить эту вещь. Если же деньги остаются, то кошелек всегда будет полон. Тут все тоже более-менее ясно: эта примета предостерегает нас от необдуманных покупок, а также от того, чтобы оставаться без денег вообще – мало ли что, а в карманах пусто. Сюда же, наверное, можно отнести примету о неразменной купюре, которая должна всегда оставаться в кошельке. Не рекомендуется также обсуждать чужое благосостояние, доходы и расходы, а то своих денег не будет.

Говорили также, что человек, презирающий бедных и ненавидящий богатых, никогда не будет жить в роскоши. Тоже логично, поскольку время и силы, потраченные на такие разрушительные эмоции, можно употребить с большей пользой. Например, попытаться придумать что-то самому.

А вот подавать милостыню считается хорошим поступком не только с точки зрения помощи ближнему, но и для привлечения к себе благополучия. Под этой приметой, как мне кажется, есть какая-то метафизическая подоплека. Многие, рассуждая о причудливом характере денежной удачи, говорят: «Деньги должны ходить». То есть, денежный поток должен течь, причем не только к нам, но и от нас. А когда мы даем деньги кому-то просто так, да еще и в момент его нужды, то вполне вероятно, что нам тоже окажут безвозмездную помощь, причем в тот момент, когда она нам будет действительно необходима.

Впрочем, отнюдь не все приметы легко поддаются объяснению – логическому, метафизическому или еще хоть какому-нибудь. Например, есть примета о том, что для достатка непременно надо кидать через себя горсть земли, а в кошелек сажать шмеля. При этом категорически нельзя свистеть в стенах дома – все деньги высвистишь. Зато рекомендуется ставить веник ручкой вниз, чтобы в дом стекались деньги, класть деньги под подушку новорожденного (на финансовый прирост), а также пересчитывать наличность в Чистый четверг до восхода солнца, а при появлении молодой или полной луны хвататься за монетку. То же самое советуют делать, если гремит гром или мимо летит аист.

Приметы описывали и способы внезапного обретения богатства. Главный – отыскать клад, но тут без нечистой силы дело не обходилось. Люди, закапывавшие клады, обычно клали на них какой-нибудь страшный зарок. Вот текст одного заклятия, написанный на кладе в середине XIX века: «Кто осмелится достать мои деньги из этой ямы, пусть будет с ним то же, что я сделал с этим козленком» (животное зарезали над ямой).

Клад прячут с заклинанием, определяющим условия, при которых можно овладеть им, например, выдержав семидневный пост. А вот другой зарок. На большой дороге между почтовой и казенной просекой зарыт клад. Чтобы его найти, надо спеть дюжину песен, да таких, чтобы в них не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Широко распространено было заклятие «Попадись клад доброму человеку на пользу, а худому – на гибель».

Были и другие зароки. Согласно волжским преданиям, сокровища, награбленные и спрятанные атаманом Стенькой Разиным, найдет только тот, кто прострелит в сердце икону Божьей Матери. Понятно, что осквернитель святыни автоматически лишался Божьего покровительства, и кроме найденных денег его в жизни вряд ли ждало что-то хорошее, а после смерти – и подавно.

Между тем, денежные приметы возникали не только давным-давно, но и во вполне обозримом историческом прошлом. К такой категории примет относятся суеверия, связанные с купюрами. Возьмем, к примеру, двухдолларовую банкноту США. Ее считают несчастливой, но почему – доподлинно неизвестно. Зато известно, что особо суеверные работники даже отказывались брать двухдолларовые купюры в качестве зарплаты и начинали требовать банкноты другого достоинства.

Или, например, пятидолларовая канадская банкнота середины ХХ века, на которой была изображена британская королева Елизавета II. В королевской прическе покупатели углядели замаскированное лицо дьявола, хотя, конечно, художник ничего такого не рисовал – просто так легли тени на рисунке. Банкноту нарекли «лицом дьявола» и боялись брать в руки, мол, такие деньги непременно принесут беду владельцу. Канадская банкнотная компания спохватилась, выпустила банкноты с отретушированным рисунком, а неудачную партию изъяла. Редкие экземпляры остались у коллекционеров, приобретя высокую нумизматическую ценность.

Купюра с мистическим шлейфом существовала и в российском денежном обороте. Это был дореволюционный билет Госбанка Российской империи. По традиции такие билеты всегда подписывались управляющим Государственным банком и одним из кассиров. Среди них был один по фамилии Брут. По каким-то неясным причинам кассир решил свести счеты с жизнью и повесился. А купюры с его подписью стали считать счастливыми.

Вероятно, это идет от старого поверья, будто веревка повешенного сулит удачу тому, кто ее получит. В данном случае аналогом веревки стали считать подпись несчастного Брута, и многие люди хранили купюры с его автографом в кошельке на счастье. Именно поэтому эти купюры часто попадаются нумизматам в хорошем состоянии – их владельцы берегли эти банкноты в качестве неразменных денег. А позднее в роли неразменных денег стали использовать юбилейные монеты – не столько из суеверия, сколько из-за их необычности.

Препарировать другие поверья и обычаи будем через неделю.

 Аудиоверсия программы

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *