Конструктивный баланс сил позволяет России успешно и без особых потерь преследовать собственные интересы.

Ближневосточный регион – то место на Земле, где сплетаются в причудливый клубок интересы множества больших и малых игроков. Израиль, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Иордания – трудно найти страны, чьи устремления не были бы столь противоречивы. Но свои интересы на Ближнем Востоке имеют также США, Россия, Евросоюз и Китай.

Каждая держава преследует собственные интересы, да так, чтобы не слишком обижать своих союзников, партнеров или же конкурентов. И Россия, как говорят ученые, вынуждена действовать именно в такой парадигме – целенаправленно искать повсюду свою выгоду, не хватая звезд с неба.

Конечно, такая политика не приводит к каким-то «выдающимся победам отечественной дипломатии». Но кто сказал, что отсутствие прорывов – такая уж беда? По мне, так это хорошая новость! Советский Союз затратил колоссальные деньги и усилия на помощь «нашим арабским товарищам», но никакой осязаемой выгоды из своего «интернационализма» не извлек.

Россия же, по примеру других крупных игроков, общается с разными странами региона, поддерживает с ними ровные отношения и нет-нет, да получает вполне осязаемые дивиденды. Взять хотя бы Иорданию, которую пожелал посетить Дмитрий Медведев. Не секрет, что иорданский король Абдалла II чуть ли не раз в год приезжает в Москву на Авиационно-космический салон. И Россия исправно поставляет в это государство новейшие виды вооружений, ведь Иордания обладает самой сильной армией в арабском мире.

Посещения Палестины – не более чем дипломатический ритуал. Просто есть в мире такая традиция – вести долгие и по большей части бесплодные переговоры с арабскими государствами и Израилем. И раз уж ты в эту игру ввязался – будь добр наезжать в Палестину, беседовать с ее лидерами и призывать к «миру», «диалогу» и «отказу от конфронтации». Москва от участия в этой игре ничего не приобретает, но ничего и не теряет.

В конце концов, мы не вкладываем в Палестинскую национальную автономию такие астрономические суммы, как Европа и Америка. И хотя лидеры западных стран прекрасно знают, что палестинцы эти деньги лихо разворовывают, они все равно вкладываются в гигантские благотворительные проекты. Видимо, находят для себя в этом какой-то смысл, а раз так – то флаг им в руки!..

Вообще, проблема Палестинского государства, на мой взгляд, не имеет решения. Эксперименты, которые проводились на протяжении последних двух десятилетий, показали, что, во-первых, палестинскому народу свое государство не нужно, во-вторых, без единства народа это государство не решит ни одну из тех проблем, которые стоят перед палестинцами. И в-третьих, те группы, из которых этот народ состоит, совершенно не готовы ничего создавать.

Комментируя визит Дмитрия Медведева на Ближний Восток, эксперты усматривают «неслучайное совпадение» в том, что президент посещает Иорданию и Палестину, а Израиль – нет. Мол, вот они – проарабские тенденции в российской внешней политике! Большей чуши я, честно говоря, давно не слышал. На самом деле российский лидер не включил Израиль в график своей командировки лишь по одной причине – сотрудники местного МИДа устроили забастовку и поэтому не успели подготовить визит. Вот и все объяснение.

Просто не все в России знают, какую огромную роль играют в Израиле всевозможные юрисконсульты – недаром же в его истории был целый период под названием «эпоха судий». И если в каком-то израильском учреждении финансовый отдел не договорился с юрисконсультами насчет зарплаты сотрудников, то в нем обязательно вспыхнет забастовка. Причем это может коснуться любого государственного ведомства, даже такого «стратегического», как МИД или прокуратура. Иностранцы в таких случаях могут крутить пальцем у виска, но у каждого народа  свои тараканы в голове, и почему израильтяне должны составлять исключение.

В принципе, в последние годы в отношениях между Россией и Израилем если и происходят перемены, то только положительные. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков совершил в прошлом году очень успешный визит в Тель-Авив. Израильтяне согласились поставлять нам свои беспилотники. А люди Вексельберга вот-вот приедут в Израиль за технологиями для иннограда Сколково. Мало кто знает, что еврейское государство занимает второе место после США по числу высокотехнологичных компаний, тогда как все европейские хай-тек-фирмы, вместе взятые, расположились лишь на третьем месте.

Но с чем связано улучшение российско-израильских отношений? На мой взгляд, все дело в ослаблении Америки, которая всегда ревниво относилась к сближению Израиля с другими державами. Еще в 1990-е годы мы, по крайней мере, три раза имели шанс стать союзниками, но окриков администрации Клинтона было достаточно, чтобы помешать даже самым робким шагам навстречу друг другу. Сегодня же ситуация абсолютно другая – во главе США находится самый антиизраильский в их истории президент Барак Обама, порождение западного левого истеблишмента.

Этот политик – даже не социалист, а коммунист! Ведь его родители – чернокожий студент из Кении и белая американская коммунистка – познакомились в 1960-е годы на антиимпериалистической тусовке, организованной на деньги… Михаила Суслова. И поскольку на нынешнего лидера США надежды нет, Израиль активно развивает контакты с разными центрами силы, отводя Москве особое место. В целом я могу весьма высоко оценить текущую ближневосточную политику РФ.

Россия, поддерживая в этом регионе конструктивный баланс сил, создала ситуацию, при которой визит российского президента на Ближний Восток – это все равно что визит туда британского премьер-министра, французского президента, германского канцлера или президента Соединенных Штатов. Сбалансированный, ожидаемый, не чреватый какими-то безумными победами. И это позволяет России успешно и без особых потерь преследовать собственные интересы.

Евгений Сатановский, востоковед, директор Института Ближнего Востока

Источник:»Невское время«

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *