Как отмечали Святки и Крещение в старину? Какие традиции из прошлого дошли до наших дней?

На этой неделе заканчиваются Cвятки, особое время зимних праздников. Они были традиционными для русской культуры, по крайней мере до 1917 года, до революции, которая стала переломным моментом для России и изменила не только ее историческое развитие, но и жизненный уклад. Какие-то отголоски старых традиций, в том числе и религиозных, сохранились, пусть и в сильно упрощенном или даже искаженном виде. Но шли десятилетия, и уже к концу советской власти только специалисты могли точно объяснить, например, что такое Святки, когда они начинались, когда заканчивались и вообще зачем были придуманы. Попробуем разобраться, что к чему.

Зимние Святки длились от праздника Рождества Христова и до Крещения Господня и занимали ни много ни мало двенадцать дней — с 7 по 19 января. Рождество и Крещение, пожалуй, одни из самых важных праздников в христианском календаре, а некоторые богословы даже ставят Крещение на первое место. И вот почему.

Согласно преданию, Христос до 30 лет жил как обычный человек за тем исключением, что не обзаводился женой и детьми. Во всяком случае, так гласят общепринятые христианские тексты, апокрифическую литературу в расчёт не берем. До 30 лет Иисус зарабатывал на жизнь себе и своей матери Марии плотницким ремеслом и не вел проповедей, в том числе и потому, что по иудейскому закону никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника до этого возраста. И только когда возрастной порог был перейден, Христос заявил миру о себе как о мессии.

Подготовить мир к приходу мессии должен был предтеча — Иоанн Креститель. Он ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение и покаяние для прощения грехов, в том числе главного, первородного греха — ослушания, за которое человек был изгнан из рая. И в один из дней, когда Иоанн Предтеча крестил неофитов в реке Иордан, к нему пришел тридцатилетний Иисус, чтобы тоже пройти этот обряд наравне со всеми.

Богословы поясняют, что Иисусу не было нужды в крещении. Наоборот, он освятил воду собой. Об этом говорит любопытная деталь: обычно святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому вышел из реки сразу. Когда он выходил из воды, с неба на него сошел Дух Небесный, воплощенный в облике голубя, и прозвучал голос: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

Таким образом, в этот день Иисус явил себя миру как Бог и Спаситель, и потому Крещение и считается таким важным днем в христианском календаре. Согласно православным канонам, 19 января вода на всей земле становится святой, такой же, как она стала более двух тысяч лет назад, когда Иисус принимал крещение. По приметам, бытовавшим на Руси, креститься 19 января было очень добрым знаком, можно сказать, залогом счастливой жизни. Эта же примета распространялась и на свадьбы, так что жених и невеста, не боясь знаменитых крещенских морозов, подгадывали венчание к этому дню.

Но вернемся к Святкам. Когда-то они отмечались по всей России и были днями яркими и веселыми. Вернее, не днями, а вечерами. Днем люди работали, а на вечернюю работу в эти двенадцать дней был наложен запрет, это время предназначалось для развлечений. Тем занудам, которые не хотели развлекаться, а продолжали плести лапти, шить одежду и мастерить утварь, грозили всякими неприятностями: мол, работающего в Святки накажет Бог, у него скот будет кривой, слепой и не даст приплода.

Вероятно, святочный цикл воспринимался как пограничный период между старым и новым солнечным годом. Вероятно, не случайно в святках было 12 дней – по числу месяцев. Переходный период считался неким безвременьем: старое уже ушло, а новое еще толком и не началось. Поэтому верили, что в Святки все границы становятся тоньше, в том числе и границы между мирами. Была примета, что во вторую половину Святок (ее еще называли «страшной неделей») на землю могли вернуться души умерших. Казалось бы, как духам попасть на землю, тем более в такие дни, когда едва-едва минуло Рождество? Но народ отвечал на это, что Бог в эту пору открывает врата ада, чтобы мертвые и черти тоже могли отпраздновать Рождество.

С этим верованием было связано немало обрядов. Например, на улицах жгли костры, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. «Родителей» приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения. И неслучайно на столе по такому случаю появлялись кутья, овсяный кисель и блины — еда, которую предлагали гостям для поминальных трапез. Верили, что «родители», обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году.

Что же до чертей, которые могли увязаться из ада за умершими родственниками и прийти в деревню, то это отыгрывалось в ряжение, когда народ облачался в пугающие костюмы. Их изготавливали из вывернутых тулупов, цепляли себе на голову рога, разрисовывали себя сажей. Чем страшнее получалось, тем лучше. В таком виде нечистая сила запросто могла принять человека за своего и не навредить ему.

Между тем, была от нечистой силы и польза: ее можно было поспрашивать относительно своего будущего. Поэтому в Святки, помимо ряжения и колядок, обычно еще и гадали. Например, парни могли попросить женщину, попавшуюся им навстречу, назвать любое женское имя, и это имя, верили, было именем будущей супруги спрашивающего. Девушки спрашивали мужчин относительно мужского имени, чтобы погадать на будущего жениха.

Вообще большинство гаданий были посвящены будущей свадьбе. Для того чтобы понять, кто станет будущим мужем, девушки чего только не делали. Ходили в темную баню с зеркалом и столовыми приборами, раскладывали все это на столе, садились и заклинали зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». Некоторым в темноте мерещилось невесть что, и они вылетали из бани с визгом.

Баня вообще считалась местом нехорошим, страшным, и потому там гадали только самые отчаянные. Для тех, кто боялся, были другие варианты гаданий. Например, известное гадание на башмачке, когда девушка бросала башмачок за ворота и по тому, как он упадет, пыталась понять, какая судьба ждет ее в будущем году. Считалось, в какую сторону укажет носок обуви, оттуда появится жених и туда уезжать невесте из родного дома. А вот если носок уперся в дом, придется ходить в девках еще годик.

Еще было гадание на семи стаканах. В каждый клали предмет-символ. Например, соль — к печали, сахар — к сладкой жизни, хлеб — к жизни сытой, монета — к деньгам, кольцо — к замужеству, спичка — к ребенку, а зерно — к тяжкому труду. Затем, не глядя, стаканы меняли местами, и девушки выбирали себе предсказание на будущий год. Сбывалось или нет — доподлинно никто не скажет, но если да, то дело, скорее всего, в том, что наш ум внушаем. Во всяком случае, так объясняют достоверность гадания психологи. Некоторые из них, кстати, даже советуют своим клиентам гадать, только загадывать надо исключительно хорошие и приятные вещи, без всяких слез, тягот и прочих неприятностей. Говорят, такое гадание дает хороший психотерапевтический эффект.

Между тем, и переодевание в чертей, и гадание не одобрялись православной религией. Более того, прихожан на исповеди за это строго ругали, потому что и гадания, и ряжение — традиции языческие. Но они продолжали жить, поскольку люди считали, что у них есть прекрасный рецепт очищения от святочных безобразий. Надо просто дождаться 19 января — вся вода на земле станет святой и смоет все грехи. Некоторые для верности, чтобы уж наверняка, смывали грехи в проруби. И смывают сейчас. Эта традиция в России возродилась быстро.

Впрочем, есть люди, которые лезут в прорубь не только 19 января, но и в любой другой день зимы. Это поклонники так называемого зимнего купания и закаливания, также известные как «моржи». То есть, это в России они «моржи». В Северной Америке они, например, «белые медведи», а в Финляндии — «выдры», «нерпы» и «тюлени». Кстати, среди финнов поклонников зимнего купания, похоже, больше, чем среди какой-либо нации мира, и в Финляндии даже существуют особые соревнования для тех, кто любит нырять в прорубь.

Московские клубы «моржей» внешне обычно выглядят так. Это небольшой домик или даже строительный вагончик на берегу какого-нибудь столичного водоема. Там хранится инвентарь: лом (для того чтобы проламывать лед) и лестница (чтобы войти и выйти из воды). В вагончике можно раздеться перед купанием, а после — согреться и попить чаю. У каждого участника есть свой ключ, чтобы можно было прийти в удобное время. Некоторые купаются каждый день. Говорят, что это огромная польза для здоровья: не простужаешься, становишься крепче и вообще молодеешь на глазах.

К закаливанию «моржи» подходят ответственно: они никогда не принимают алкоголь перед купанием и этим сильно отличаются от тех крещенских купальщиков, которые решают показать свою удаль на пьяную голову. «Моржи», как правило, не ныряют с головой, не находятся в воде дольше оговоренного времени (для новичка не более 10-20 секунд) и закаливают свое тело очень постепенно. Существует и ряд противопоказаний, с которым непременно знакомят начинающих. Это проблемы с сердцем и системой кровообращения, а также дыхательной системой. Быстрое охлаждение создает резкую нагрузку на сердце и сжимает дыхательные пути. Поэтому врачи относятся к «моржеванию» осторожно, хотя и не отрицают, что оно может иметь хороший оздоровительный эффект, хотя научно его влияние на организм изучено крайне мало.

Между тем, священники относятся к крещенскому купанию даже осторожнее, чем врачи. В народе бытует мнение, что человек, нырнувший в крещенскую прорубь, не заболеет. Но кто может это гарантировать? Вера в чудо Господне — штука сильная, но некоторые священнослужители говорят о том, что не стоит вымогать чудеса у высших сил ради каких-то экстремальных традиций. Лучше отметить праздник более сдержанно.

Препарировать другие традиции и обычаи будем через неделю.


Аудиоверсия программы:

Скачать Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *