Московский Кремль представил в Осло коллекцию сокровищ православного искусства

© Фото: Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

 

В Национальном музее искусств, архитектуры и дизайна в Осло открылся  «Русский храм». Богатую коллекцию сокровищ православного искусства представил в Норвегии Московский Кремль (с 23 сентября 2010 года — до 16 января  2011 года). Больше половины экспонатов выставляются за границей впервые.

Создать образ средневекового русского православного храма  — такую задачу поставили перед собой организаторы выставки «Сокровища сакрального искусства» в Осло. Представляя древние иконы — живописные, вытканные, вышитые золотом, резные, с драгоценными окладами, они  создали имитацию иконостаса, без которого православный храм не мыслим.

Посетитель как бы сразу попадает к месту богослужения — в алтарную часть к царским вратам, обрамленным деисусным и праздничным рядами икон: «Похвала Богоматери», «Троица», «Достойно есть», «Спас» и множество образов  XV-XVII веков, посвященных евангельским событиям. Но не только церковная, но и светская история нашла свое отражение в предметах религиозного культа. На иконе конца XVII века  «Богоматерь на престоле» святые, которые окружают Богородицу, — соименные тогдашним членам царской семьи.

По словам хранителя Музеев Московского Кремля Натальи Бушуевой, изображения святых покровителей царей и их родственников часто встречаются на иконах. «Здесь есть святая Параскева — есть предположение, что заказчицей иконы была вдовствующая царица Параскева, это мать Анны Иоанновны, — рассказала искусствовед в интервью «Голосу России».

В мастерских Кремля были собраны лучшие  специалисты — иконописцы, ювелиры, резчики, оружейники, ткачи, вышивальщики, которые работали по заказам царской семьи и аристократии. Так, на кромке водосвятной чаши, сделанной в 1629 году, есть надпись, которая гласит, что она изготовлена по повелению царя Михаила Романова.

По мнению  искусствоведов, это был дар одному из кремлевских соборов по случаю рождения наследника. А серебряный панагиар — сосуд для перенесения просфоры, был изготовлен для патриарха Никона. Он представляет собой скульптурное изображение четырех литых фигур  коленопреклоненных ангелов, стоящих на спинах четырех литых львов и поддерживающих руками широкое гладкое позолоченное блюдо —  композиция очень похожа на новгородский панагиар 1435 года.

Это не случайность, утверждает куратор выставки Ирина Бобровницкая, поскольку древнерусские мастера нередко повторяли особо чтимые произведения прошлого. «В XVII веке этот сосуд повторил форму знаменитого панагиара из Софийского собора в Новгороде, который был выполнен в первой четверти XV века и был сделан в традициях западноевропейского искусства», — сказала она в беседе с корреспондентом «Голоса России».

Богослужение в средневековом храме отличалось необычайно богатым облачением священнослужителей, особенно, высших иерархов. Праздничные одежды недаром сравнивали с драгоценностями, заметила Наталья Бушуева: «Надо сказать, что ткани были очень дорогими, часто  привозными, и работа была высококлассная, высокохудожественная.

В комплект облачения входят: саккос, палица, два амфора — малый и большой, поручи, украшенные драгоценными камнями, жемчугом, головные уборы. А также епитрахиль — еще одна интересная «подробность». Она надевается на шею и спускается как шарф по двум сторонам».

Особый интерес представляет для норвежской публики золотые чаша и дискос, сделанные в 1795 году придворным ювелиром Екатерины II Ивером Винфельдом Бухом. Норвежец по происхождению, он прекрасно освоился в России и пользовался доверием. Чашу высотой 32 сантиметра он украсил бриллиантами и геммами из личной коллекции императрицы.

Завершает экспозицию икона «Воскресение» XVII века, которая была специально отреставрирована к выставке на средства норвежской стороны. Это продолжение традиций многовековой истории меценатства, которое всегда было неотъемлемой частью российско-норвежских взаимоотношений.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *