Храм на охране Родины. Легенды и были Саввино-Сторожевского монастыря

Победы и поражения на поле битвы — всегда ли они зависят от того, правильно или нет выбрана тактика боя? В мировой истории есть немало случаев, когда побеждали те, кто был гораздо слабее противника, но защищал свое Отечество. Повелением свыше называют такие победы.

Героическое сопротивление русской армии во время нашествия Наполеона в 1812 году изобилует примерами, когда победа русских в той страшной войне не обошлась без помощи святых.

Саввино-Сторожевский монастырь, основанный в конце 14 века преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского, был и остается одним из почитаемых мест православной России. В разные времена на богомолье здесь бывали государи Иоанн Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая.

Обитель, расположенная в 50 километрах от Москвы, долгое время играла роль военного форпоста. Когда после сражения под Бородино, в конце августа 1812 года, обе армии русская и французская устремились к Москве, на их пути оказался Саввино-Сторожевский  монастырь. Тогда удача оказалась на стороне неприятеля, и обитель была занята французскими войсками под командованием маршала Евгения (Эжена) Богарне, пасынка Наполеона.

Французы не отличались бережным отношением к православным святыням. Саввино-Сторожевский монастырь ждало разграбление. Однако этого не случилось, рассказывает краевед Татьяна Скрипник.

«Легенда гласит, что в первую же ночь Евгению Богарне  заночевавшему в одной из келий, явился старец, попросивший не грабить монастырь. Взамен таинственный гость пообещал французу, что «…Бог тебя помилует, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым».

Утром Евгений пошел осматривать монастырь и в одном из храмов увидел икону, на которой был изображен приснившийся ему старец — преподобный Савва. Изумленный Богарне немедленно приказал своим солдатам очистить обитель, а сам снова вернулся в собор и с благоговением поклонился преподобному. А к дверям собора приставил стражу с тем, чтобы не допустить вандализма. Случай же этот стал известен благодаря дневниковым записям Евгения Богарне», — сказала Татьяна Скрипник.

После этого события принцу приходилось участвовать  почти во всех сражениях, которые давал Наполеон, но ни в одном он не был ранен. Слова старца сбылись: Евгений Богарне возвратился благополучно в отечество и даже после падения Наполеона остался всеми любим и уважаем.

Судьба же французских офицеров, бесчинствовавших на русской территории во время Отечественной войны 1812 года, оказалась трагичной. Маршалы Ней и Мюрат были расстреляны, маршал Понятовский был ранен и утонул, маршал Ожеро умер от мучительной болезни легких.

Спустя несколько десятилетий на торжествах, посвященных победе русского оружия в 1812 году в Россию приехал  сын Евгения Богарне — герцог Лейхтенбергский Максимилиан. После соблюдения всех необходимых формальностей он попросил отвезти его в Саввино-Сторожевский монастырь.   «Я выполнил волю своего отца, который просил меня на смертном одре поклониться мощам преподобного Саввы», — сказал Максимилиан.

Судьбе было угодно, чтобы род Богарне оказался тесно связан с Россией и православием. Максимилиан Лейхтенбергский вскоре женился на дочери императора Николая I — великой княжне Марии и остался навсегда в России.  Он был президентом Академии художеств, заведующим Горным институтом, проводил научные изыскания в области гальванопластики, учредил в Санкт-Петербурге гальванопластический завод, принимал участие в постройке первых в России железных дорог.

В местечке Бюсси-ан-От во Франции есть православный монастырь, в котором  ещё недавно исполняла послушание матушка Елизавета, в миру принцесса Лейхтенбергская Елизавета, прямой потомок Богарне и российской императорской фамилии.

«В своем явлении Евгению Богарне преподобный Савва говорил, что его потомки будут православными, — рассказывала матушка, — и я счастлива, что вижу своими глазами исполнение этого пророчества». Четыре года назад матушка Елизавета покинула этот мир. Но остались ее переводы православных книг с греческого и славянского языков на английский, французский и немецкий. Благодаря им многим европейцам становится ближе православие.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *