«Российское кино непредсказуемо». Официальный отборщик российской кинопродукции на Каннский фестиваль поделился с «Голосом России» своим взглядом на кинопроцесс в нашей стране

Июнь в России вот уже много лет проходит под знаком кино. «Кинотавр» — фестиваль российского кино в черноморском городе Сочи — месяц открывает, Московский международный  — завершает. Помимо этих главных смотров, проводится еще масса локальных, причем в разных регионах страны. Но вот фестивальная суета и волнения позади, можно подвести кое-какие итоги. Своими мыслями о состоянии  современного кино с «Голосом России» делится известный французский кинокритик, специалист в области восточноевропейского и, в частности, российского кино — Жоэль Шапрон. Он официальный отборщик российской кинопродукции на Каннский фестиваль, а в нынешнем году впервые был приглашен судить конкурсные картины на фестивале «Кинотавр». Выпускник русского факультета Сорбонны, Жоэль Шапрон прекрасно говорит по-русски, а его взгляд — не только на кино России — весьма любопытен.

Скачать Аудиоверсия интервью


 — Говорят, что вы знаете российское кино как никто другой.

-Ну  оценка, с одной стороны, очень почетна, а с другой, я, в общем-то, должен с ней согласиться, потому что очень редко кто в мире смотрит так много российского кино. Я смотрю больше 50-ти российских картин в год.

— Как знаток российского кино, поделитесь своим видением того, как оно развивается в последние годы и куда движется?

— Я вижу, как оно развивается, а куда движется, — не скажу, поскольку Россия, пожалуй, самая непрогнозируемая страна в мире, а вместе с ней и российское кино. Куда оно движется, я не знаю, а развивается — в двух направлениях. С одной стороны, развивается коммерческое кино, и это хорошо, на мой взгляд, потому что надо, чтобы люди смотрели и свое такое кино. И ваше коммерческое кино действительно собирает каждый год довольно большой бокс-офис.  Рыночная доля российских фильмов составляет больше 25-ти процентов чуть ли не каждый год. Это хорошо, даже притом, что этот бокс собирается не из 80-ти картин, а всего лишь из пяти-десяти. Но сам факт, что люди ходят на свое кино, очень важен. С другой стороны, развивается и авторское кино, которое на «Кинотавре» очень широко представлено и которое после едет на зарубежные фестивали. Правда, в основном прокате его мало.

— И как, по-вашему, российское кино выглядит на международной арене? Скажем так, есть ли у него сегодня свое лицо?

— Если есть лицо у российского авторского кино, это лицо довольно мрачного, темного, черного кино. Именно это кино ездит по всему миру… По одной простой причине: на наш взгляд, авторское кино по качеству лучше, чем коммерческое. Вот поэтому российское кино знают таким и не знают ничего другого. Но когда у меня спрашивают, почему вы такое кино отбираете, я говорю: потому что такое снимают. Это вопрос к продюсерам и режиссерам. Во Франции есть подобное кино, но его единицы. А здесь — поток подобных фильмов, и это что-то такое, что для меня необъяснимо.

— Каково вам было судить российское кино на фестивале «Кинотавр» в Сочи? Вы ведь в таком качестве в России впервые выступаете?..

— Собственно, моя работа в качестве корреспондента Каннского фестиваля отчасти и в этом заключается: я, по сути, оцениваю картины и даю свои рекомендации. Просто на «Кинотавре» это происходит в более узком кругу, но само общение с другими членами жюри, конечно, обогащает и дает возможность глубже понять картину.

 — Расскажите, пожалуйста, о готовящемся вами издании, посвященном истории французского кино в России.

—  Я пока его немножко отложил, потому что занялся изданием очень известного и престижного кинословаря мировой кинематографии. И тут я снова занимаюсь новым русским кино — наряду с польским, венгерским, — в общем, восточноевропейским. Это займет еще несколько месяцев, но в будущем я обязательно  вернусь к истории французского кино в России.

 —   Тогда насколько удачно, на ваш взгляд, она складывается?

— На мой взгляд, очень удачно. За исключением периода  перестройки, когда его здесь практически не было, потому что все было завалено довольно плохим американским кино. В целом же, французское кино всегда занимало в России очень высокую позицию — и в кинозалах, и в умах людей. Это видно и сейчас: мы показываем у вас до 40 новых картин каждый год! Плюс к этому фильмы издаются на DVD, их берут  телеканалы. То есть в этом отношении французское кино занимает сейчас особую позицию  в России — так же, как и в Советском Союзе.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *