Пилотируемый космический корабль нового поколения создается в России

Согласно планам Ракетно-космической корпорации «Энергия», в беспилотном варианте испытания начнутся через пять лет, а в пилотируемом — только в 2018 году

Состоять система будет из базового пилотируемого космического корабля и нескольких его модификаций. Основное предназначение новинки — обслуживание орбитальных станций, то есть, доставка грузов и экипажей, выполнение функций спасателя. Возвращаемый аппарат сможет вместить экипаж численностью до 6 человек. Максимальная масса грузов, которые сможет транспортировать корабль — 500 килограмм.Форма возвращаемого аппарата, конус, обеспечит повышенные аэродинамические качества при выполнении маневров. Но что самое главное, для приземления перестанут использовать парашюты. Сама посадка будет проводиться на амортизированные опоры, а для снижения скорости планируют применить твердотопливные ракетные ускорители. Благодаря такой системе посадки возвращаемый аппарат можно будет использовать до десяти раз. Впрочем, на сегодняшний день это единственный плюс, утверждает эксперт по космической политике Юрий Караш:

«Я не совсем понимаю, а какие преимущества получить этот корабль, вооруженный твердотопливными ускорителями перед своим собратом с обычным парашютом.

Очевидно совершенно, что потребуется довольно большая масса непосредственно рабочего тела — горючего материала, на основе чего и будут работать твердотопливные ускорители, которые будут тормозить корабль в плотных слоях атмосферы, начиная с высоты 1 километр. Если вы берете на орбиту такую большую массу, соответственно, вы уменьшаете массу полезной нагрузки. Кроме того, нельзя забывать, что все-таки двигатель — система, намного менее надежная, чем обычный парашют.

Другое дело, что если они хотят его использовать в качестве испытательной платформы для отработки посадочных систем для Луны и Марса, но опять же, я не уверен, что это правильный подход».

Задача по торможению космического корабля в плотных слоях атмосферы решалась по-разному. На заре космического кораблестроения Сергей Королев, например, предлагал тормозить с помощью вертолетного винта, иными словами, сажать корабль в режиме авторотации. Ученый даже пытался привлечь к этим разработкам знаменитого советского конструктора вертолетов Михаила Миля, но тот отказался, сочтя способ ненадежным. А вскоре Королев и сам пришел к выводу, что с тканью работать безопасней, чем с дополнительными, к тому же, складными лопастями. Так, чаще всего для торможения корабля стали применяться парашюты.

Стоит отметить, что многие эксперты вообще не видят смысла в строительстве корабля длительного использования, но при этом с экспериментальной системой торможения, которая неизвестно как себя может повести. Сейчас России космический корабль не нужен, считает Юрий Караш:

«Космические корабли никакой самостоятельной роли не играют. Они лишь выполняют функции по доставке людей и грузов на крупные пилотируемые комплексы, которые ожидают их на околоземной орбите. С этой точки зрения создание нового пилотируемого космического корабля в России лишено всякого смысла. Потому что за пределами эксплуатации МКС, которая должна завершиться в 2020 году, у России не будет никакого пилотируемого комплекса на который нужно будет доставлять людей или грузы. А это значит, что создание нового космического корабля может быть уподоблена строительству трапа для самолета, которого нет. Это трап, один конец которого на Земле, а другой — повисает в космическом пространстве».

Когда с орбиты сойдет МКС,  а строить новую пока никто не собирается, в космосе просто не будет задач, которые можно было бы решать с помощью нового пилотируемого корабля. Разве что возить космических туристов. Но если корабль строится под эти цели, то и строить его надо на частные деньги, а не на средства государственного бюджета.

Впрочем, в РКК «Энергия» рассчитывают, что полученный опыт сможет найти применение при создании лунных и марсианских посадочных аппаратов. Кроме того, есть вероятность, что модификации нового корабля будут летать к Луне, обслуживать спутники на околоземных орбитах, выполнять автономные исследовательские полеты.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *