Свободу не выбирают. Ровно 30 лет назад на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер»

«В модуле духовности, созданном  Тарковским, абсолютно укладываются все общечеловеческие представления о ней. Отсюда — животворность его фильмов», — утверждает искусствовед Ирина Измайлова. В первую очередь это относится к «Сталкеру». Ровно тридцать лет  назад  этот фильм-притча Андрея Тарковского вышел на советский экран, став знаковым событием в развитии мирового кинематографа.  

«Сталкер» был последней картиной, снятой  Андреем Тарковским на  родине,  незадолго до  его окончательного отъезда из Советского Союза.  Работа над фильмом по книге братьев Стругацких «Пикник на обочине» шла тяжело. Авторы повести переделывали сценарий девять раз: «Нам посчастливилось работать с гением», — объясняли писатели свою терпеливость.

В итоге от научно-фантастического сюжета в фильме остался только образ зоны и понятие сталкера как проводника в ней. Зона — это очень сложная система смертельных ловушек, в которой каждую минуту все меняется. Лишь она решает, кого пропустить к Комнате желаний, где сбываются только самые заветные и самые выстраданные мечты. Благодаря картине Тарковского, понятия «зона» и «сталкер» стали нарицательными.  Оказавшись в секретной зоне, герои фильма все время говорят больше о наболевшем, оставленном в «мире». 

Но неожиданная новизна кадра превосходит содержательность разговора и заставляет все пристальнее всматриваться в детали. «Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь, как видимость, как сновидение», — признался как-то в интервью Ингмар Бергман прославленный шведский режиссер, считавший русского режиссера своим единомышленником и преемником. Ведь имя Тарковского неразрывно связано с понятием авторского кинематографа. А вся эстетика постмодернизма, которая возникла в начале 1980-х, практически началась именно с картины  «Сталкер».

«Порождающим новые миры» назвала  «Сталкер» Ирина Измайлова в интервью «Голосу России».

«Годы, пожалуй, самый объективный критик и показатель ценности произведения искусства.  Прошло 30 лет с момента создания фильма, но он не только не устарел, а как живой организм проживает свою собственную судьбу, порождает новые фильмы, продолжающие стилистику или дискутирующие с киноизображением «Сталкера». Мне кажется, загадка кроется в  том, что фильмы Тарковского — это сублимация выдающихся достижений мировой культуры. Будучи ее носителем, Тарковский кому-то напоминает, а кому-то открывает глубину, красоту таких общемировых ценностей, как музыка Баха, иконы Андрея Рублева, фрески Пьеро Делла Франческа, картины Петра Брейгеля и Леонардо да Винчи», — считает искусствовед.

«Его фильмы — это точка  пересечения разных культур, времен, религий,  они порождают новые миры, реализуясь, например, в идее создания первого в России  кинофестиваля о правах человека «Сталкер». Он появился в середине 1990-х, когда наша  страна переживала переломную эпоху инфляции прежних нравственных ориентиров,  как напоминание о существовании вечных ценностей вне зависимости от происходящего», — говорит Измайлова.

«Фестиваль  стал попыткой реанимировать  такие понятия, как гражданская позиция и нравственные нормы христианской морали. Само собой  родилось название кинофестиваля «Сталкер», которое стало синонимом проникновения в зону малоисследованную и волнующую нас всех. Тарковский в своем одноименном фильме проповедовал милосердие и любовь к ближнему, личную ответственность человека перед обществом. Его «Сталкер» настолько универсален, что каждый зритель может прочесть по-своему послание, оставленное нам  Андреем Тарковским», — отмечает  Ирина Измайлова.

В 1980-м — в год выпуска фильма, на четверть миллиарда потенциальных  советских зрителей кинопрокат выпустил 196 копий  фильма. На всю Москву выделили три. Но за первые два месяца «Сталкер» посмотрели два миллиона  человек. Картина не только нашла своего зрителя в СССР, но и завоевала несколько премий на международных кинофестивалях, в том числе в  Каннах. Но восприимчивы ли в такой же мере сегодня новые поколения зрителей к фильму, тридцать лет назад ставшему явлением в мировой культуре?

«Молодежь — безусловно, — убеждена Ирина Измайлова. — Обратите внимание на картину «Аватар», в которой авторы также пытаются провести мысль о том, что от сознания человека зависит все на Земле. Но разве так это сделано у Тарковского?!  По сути, практически все режиссеры мира пытаются донести до зрителя те идеи, которые давно воплощены в пророческих картинах Андрея Тарковского. Молодые люди  смотрят его фильмы, но, повторюсь, каждый трактует их по-своему».

«Свобода не существует в качестве выбора: свобода — это душевное состояние», — сказал однажды Андрей Тарковский. И эта его мысль — «сталкер»  в его творчество.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *