Шаляпинский фестиваль — модель успеха. Более полусотни певцов из девяти стран мира собрались в столице Татарстана Казани, чтобы стать участниками международного оперного фестиваля

Голос России: Более полусотни певцов из девяти стран мира собрались в столице Татарстана Казани, чтобы стать участниками международного оперного фестиваля. Он носит имя великого русского певца, уроженца Казани Федора Шаляпина, и сегодня, 8 февраля, открывается в 28-й раз.                    

Организатор Шаляпинского фестиваля — Татарский государственный театр оперы и балета, занявший в последние годы место одного из лидирующих оперных домов России. По исследованиям авторитетного журнала «Форбс», театр Казани удерживает «бронзу» по своей рентабельности  — вслед за петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Аншлаги и финансовая успешность — следствие проведенной здесь по европейскому образцу реформы оперной труппы. В ней — всего 20 человек, так что около 70 процентов всех партий поют гастролеры. Такой постановки дела нет ни в одном российском театре. Равно и Шаляпинский фестиваль, на который спроецированы принципы работы труппы,  является уникальным музыкальным форумом. Рассказывая о нем в интервью «Голосу России», художественный руководитель оперной труппы театра Гюзель Хайбулина подчеркнула: 

«Это единственный в мире фестиваль, который носит имя оперного певца, и единственный в мире фестиваль, который культивирует искусство оперного пения, что очень важно.  Сейчас ведь в оперном театре основная фигура  —  это режиссер-«демиург». Если вы посмотрите афиши известнейших европейских оперных домов — первой, как правило, увидите фамилию режиссера, а потом уже дирижера. Мы же считаем, что музыка — это первооснова, что партитура — это библия, и что музыкальный руководитель спектакля и певцы — вот те, кто обеспечивают основное воздействие. Поэтому, к слову, в программе фестиваля бывают и оперы в концертном исполнении, а не только спектакли. У нас нет диктата режиссера — по своей важности эта фигура следует после дирижера, певцов и художника-сценографа».

Как бы то ни было, но успех фестиваля неизменно огромный — прежде всего потому, что он выстраивается по удачно выбранной модели. В течение двух недель практически ежедневно идут оперные представления, после чего предлагаются два итоговых гала-концерта. В нынешнем году, например, дают 10 опер. Это итальянская и русская классика — Моцарт и Верди, Пуччини и Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский.  На основные оперные партии всегда приглашаются только те певцы, которые в данный момент признаны их лучшими исполнителями. Кстати, отбор участников идет по всему миру, и в афишу попадает один из приблизительно 20 претендентов! Начиная с сегодняшнего дня, казанская публика может услышать и оперных звезд, как, например, солистка Мариинского театра Млада Худолей и солист Большого театра Михаил Казаков. И познакомиться с ярчайшими новыми именами. В их числе — Мельба Рамос, работающая в австрийской «Фолькс-опере» и Виктория Динас, представляющая Национальную оперу Греции.

Для зарубежных или работающих за рубежом российских певцов фестиваль дает еще и привлекательную возможность расширить репертуар в сторону русской оперы, которую так любят исполнители, но которая нечасто ставится на мировой сцене. Так, специально для нынешней программы солист Мангеймского оперного театра Михаил Агафонов подготовил сложнейшую партию Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама». Наконец, Шаляпинский фестиваль все увереннее раздвигает свои границы в сторону «неклассической» музыки — правда, пока лишь в гала-концертах. В этом году на них приглашены знаменитый российский джазовый музыкант Даниил Крамер и популярнейший эстрадно-оперный исполнитель — итальянский певец Алессандро Сафи́на. По словам организаторов Шаляпинского фестиваля, успех предприятия неизбежен, если помнить слова великого Мольера: «Зритель — вот бог театра!»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.