Дмитрий Медведев: год президентства

Ровно год назад, 7 мая 2008 года, Дмитрий Медведев принес присягу и заступил на пост президента России

ВЕСТИ: В четверг президент РФ Дмитрий Медведев открывает отсчет второго года своей работы в качестве главы государства. Ровно год назад, 7 мая 2008 года, он принес присягу и заступил на этот пост, став третьим по счету президентом России и самым молодым за последнее столетие руководителем страны. Как сообщила пресс-секретарь президента Натальи Тимаковой, первая годовщина пребывания Дмитрия Медведева на этом посту никак не отразится на его графике. «Это будет обычный рабочий день, никаких особых мероприятий не планируется», — сказала она — Среди нескольких рабочих встреч, которые проведет сегодня президент — беседа с ветеранами-Героями СССР».

Сугубо будничный распорядок этого дня отражает тот рабочий ритм, в котором работал Кремль весь прошедший год, безусловно, непростой для Дмитрия Медведева. Едва ли ожидал молодой лидер, что уже через три месяца президентства ему придется на деле выполнять функции Верховного главнокомандующего и брать на себя ответственность за приказы во время операции по принуждению Грузии к миру. Или то, что решать задачи придется в условиях, когда под гнетом глобального финансового кризиса на глазах будут рушиться наработки целого десятилетия в социальной политике, экономике, банковской сфере.

По мнению Натальи Тимаковой, именно эти темы оказали «наиболее заметное влияние на работу президента», однако пресс-секретарь президента РФ предпочла не комментировать более подробно то, как Дмитрий Медведев оценивает свой первый год. Да и сам он говорит о своей работе достаточно сдержанно. В одном из интервью он лишь признался, что считает ее «очень интересной, но и очень ответственной». «И это не фигура речи — это на самом деле необходимость 24 часа в сутки быть включенным в решение самых разных проблем», — убежден президент.

Столь напряженный ритм работы позволил принять крупные пакеты решений по целому ряду направлений. Так, в рамках укрепления политической системы России увеличены сроки полномочий президента и депутатов Госдумы, начата практика ежегодных отчетов правительства перед парламентом, повышена роль политических партий. Не ослаблял внимание президент и в отношении кадровой работы: за год в России появилось 13 новых губернаторов, а два руководителя регионов были переизбраны на новый срок. Приоритетом в работе была и остается борьба с коррупцией. Здесь главным шагом стало принятие соответствующего Национального плана, а первым видимым результатом — публикация сведений о доходах высокопоставленных чиновников администрации президента и правительства.

В сфере экономики Дмитрию Медведеву пришлось противостоять последствиям глобального финансового кризиса, выполняя при этом социальные обязательства. В целом это удалось: денежные выплаты ветеранам, инвалидам, пособия по беременности и родам, размер материнского капитала индексировались в течение года. В постоянном режиме в поле зрения президента находится проблема занятости и борьбы с безработицей, уровень которой возрос из-за влияния кризиса. О результативности политики в этой сфере можно будет говорить лишь тогда, когда на мировые рынки вернется стабильность.

Последствия потрясений мировой финансовой системы сделали экономическую проблематику одной из ключевых тем и во внешней политике, и Дмитрию Медведеву пришлось решать их в кооперации с лидерами других государств. За прошедший год президент РФ принял участие в двух саммитах глав государств и правительств «двадцатки», на которых Россия, наравне с другими странами, отстаивала свои предложения. Кроме того, Дмитрий Медведев участвовал в саммите большой «восьмерки», который стал для него первым крупным международным форумом в качестве президента, провел 144 встречи с иностранными партнерами, 145 телефонных разговоров с коллегами-лидерами, посетил 26 стран, в ходе которых состоялось 110 бесед и встреч.

Предложения, выдвинутые Россией в течение этого года, не ограничивались экономикой. Дмитрий Медведев выступил с инициативой о выработке нового Договора о европейской безопасности, а газовый кризис с Украиной в начале текущего года стал катализатором выработки очертаний нового юридически обязывающего договора по энергетической безопасности.

Пожалуй, самым важным решением президента Медведева во внешней политике стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем самым он затвердил за страной право отстаивать национальные интересы всеми необходимыми методами, а за собой — репутацию твердого лидера.

Несмотря на имеющиеся разногласия, в отношении одного из ключевых партнеров России в мире – США — Кремлем велась твердая и взвешенная политика. Прагматичный подход и Дмитрия Медведева, и нового главы американской администрации Барака Обамы к выстраиванию отношений, продемонстрированный ими во время первой встречи, состоявшейся в апреле текущего года, позволяет рассчитывать на деловой российско-американский диалог, что нельзя не признать позитивным заделом на будущее.

Собственно, в будущее устремлены практически все результаты первого года президентства Дмитрия Медведева. За это время он закладывал основы для дальнейших действий. Одновременно у главы государства формировался свой стиль: комплексный, последовательный, рассчитанный не на сиюминутный эффект, а на перспективу. Так что, если подводить промежуточный итог, то он заключается в том, что итоги подводить рано. Активная работа только начинается, передает ИТАР-ТАСС.

Российские политологи считают, что за прошедший год Дмитрий Медведев показал себя лидером, способным действовать в кризисных условиях и привлекать к диалогу с властью оппозиционные политические круги. «Трактовка сути тандема с премьером Путиным, которую предлагает Медведев, состоит в том, что президент не хочет выступать только как представитель большинства, а как представитель интересов каждого гражданина России, и даже тех граждан, кто не поддерживает президента и спорит с его политикой, находясь в оппозиции», — заявил агентству «Интерфакс» президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. По его мнению, «тандем Медведев-Путиным — это не просто союз двух, а определенная новая политическая культура для России, культура публичной политики».

В свою очередь, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что Дмитрий Медведев продемонстрировал способность как в благоприятных и спокойных, так и в сложных, кризисных условиях, принимать ответственные решения в политике и экономике. «Когда Медведев стал президентом, основная точка зрения была, что его президентство будет спокойным. Но на практике оказалось иначе. Это было связано с внешними факторами, а также с экономическими факторами», — считает Алексей Макаркин. Он отметил, что ситуация сложилась таким образом, что президент в достаточно короткие сроки проявил свои способности реагировать на самые различные вызовы. «Раньше было принято считать, что Россия — это тихая финансовая заводь, но настал мировой финансовый кризис, и Медведеву пришлось принимать серьезные решения, связанные с экономикой. Ему пришлось быть, я бы сказал, антикризисным президентом», — отметил эксперт.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *