С интересами России всем придется считаться

Радио РоссииРеакция Запада на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии была предсказуемой. Так, Лондон называл это решение «агрессией России в Грузии», Берлин — «абсолютно неприемлемым», а Вашингтон выразил чрезвычайное сожаление в связи с тем, что Москва пошла вразрез с их мнением.

О том, как дальше будет развиваться эта ситуация, в интервью каналу «Вести» рассказала руководитель Парижского отделения Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая.

— Что, по-вашему, все-таки происходит в мире? Вроде бы все высказывают единое мнение, но, в то же время, есть разные оттенки, разные действия и кажется, что западные страны, Евросоюз, США пока еще не определились с тем, как реагировать.

— На Западе, наверное, действительно не ожидали, что национальная государственная воля России настолько уже консолидирована, что мы, сказав «а», скажем «б». Мы совершенно правильно сделали, иначе бы нас вообще тут же начали вытеснять со всего Кавказа и устроили бы нам двадцать Бесланов. Но ждать аплодисментов от тех, кто в течение 20 лет лелеял надежду вытеснить Россию из Черного моря, из региона, из-за которого 300 лет шли войны с Турцией и Персией, и за спиной которых была Британия, а потом США, невозможно. Поэтому проанализируем это с другой точки зрения. Ведь это кажется таким неприятным только тем, кто в период так называемого нового мышления почему-то наивно решил, что в международных отношениях бывает либо конфронтация, либо объятия. Это реликт эпохи холодной войны. На самом деле международные отношения – это сложная ткань, где есть дырочки, которые надо латать. Это очень серьезная работа. Есть темы, по которым у нас никакого согласия нет. Есть темы, по которым мы должны работать вместе и будем работать вместе. Все это сейчас понимают. Главная цель всей стратегии Запада, руководимой, конечно, прежде всего из Вашингтона, это ведь не просто прием каких-то там восточных европейцев в НАТО. Вся эта линия давления главным образом была затеяна ради втягивания Прибалтики в НАТО и вытеснения России из Черного моря. Первое им все-таки удалось сделать. Но вот со вторым у них не получилось. Ну, дайте им немножко в истерике побиться! Я считаю, победные реляции здесь не нужны, но определенная твердость потребуется. Заметьте, что никто из них не заявил о том, что все, сворачиваем, разрываем дипломатические отношения. Меркель, при всей определенности ее отрицательного отношения, не сказала, что нужно прекращать контакты. Наоборот, она призвала их немедленно усилить, чтобы прояснить ситуацию.

— Сегодня ей вторил министр иностранных дел, он сказал, что с Россией обязательно нужно вести открытый диалог.

— Да, а что касается Франции, то такое впечатление, что бедного Саркози немножечко отругали в Вашингтоне, потому что он, вроде, считается атлантистом, а вот 6 пунктов подписал, хотя там нет пункта о территориальной целостности Грузии. Надо сказать, что в Москве это было виртуозно сделано. Это все говорит о том, что на самом деле резервы выхода из этой внешне такой неприятной ситуации, но на самом деле — абсолютно рабочей, штатной, как выражаются военные и техники, они есть. Список так называемых санкций, которые обсуждают сейчас эксперты в отношении России, он, простите, смехотворный. Задержать вступление России в ВТО. Да кто туда особенно стремится? Если бы мы стремились, мы бы давно пренебрегли негативными последствиями этого шага и полезли бы туда раньше. Поэтому, это не та карта, которая вообще может нас интересовать. Дальше. Не приглашать нас «восьмерку». Ну и что? Ведь «восьмерка», по сути дела, это встреча в вип-клубе с шампанским. Встреча на самом высоком уровне, быть там престижно, но там ничего не решается. А если туда не будут приглашать тех, от кого зависят судьбы мира, то и встреча перестанет быть престижной. Я наоборот слышала от некоторых немецких политологов, что скоро уже и Китай надо будет пригласить, и Индию, потому что динамизм экономического развития давно переместился на Восток. И они демонстрируют и рост, и развитие, и модернизацию. Но Запад тоже можно понять, они размечтались о том, что Россия откатится от Черного моря, что туда войдет эскадра НАТО. Поэтому, я думаю, что нас будут шантажировать многим. И вот здесь хотелось бы высказать такие важные вещи.

Нам будут говорить, что тогда надо признать Чечню и прочее. Уже сказали, Джон Маккейн высказался. Но здесь ведь надо обязательно указывать на то, что Грузия не правовым способом вышла из Советского Союза, не предоставив по закону референдумы своим автономиям. И только поэтому уже осетины и абхазы имеют отложенные права реализовать себя в свободном волеизъявлении. А РФ, например, не заявляла о выходе из Советского Союза, и ее автономии не стояли перед такой дилеммой. А по Конституции просто автономии не имели права выхода. То есть никаких параллелей не может быть. Забавно, когда госпожа Кондолиза Райс выражает некие сожаления и напоминает нам, что когда-то были какие-то резолюции ООН, которые мы подписывали и в которых так или иначе упоминалась территориальная целостность Грузии. А они не подписывали резолюции, в которых говорилось бы о территориальной целостности Сербии, Югославии и так далее. То есть все, что они говорят, это такое зеркальное отражение того, что говорил им президент Путин и потом Медведев. В общем, их бесит, я не побоюсь этого резкого слова, что Россия возомнила себя равной и считает, что с ее мнением, с ее интересами теперь придется считаться также, как весь остальной мир, увы, считается, с интересами Соединенных Штатов Америки. Вот этот крах надежд на реализацию однополярного мира, он ведь тоже произошел вчера.

— А свыкнуться то все равно придется?

— Свыкнуться придется, да. И у нас рычагов, чувствительных для них, тоже предостаточно, причем, гораздо более чувствительных, чем, простите, откладывание приема нас в ВТО. Это и транзит в Афганистан, и энергетическая безопасность Европы.

— Наталья Алексеевна, недавно пришло сообщение, что глава Минсельхоза России Гордеев сказал, что Россия рассматривает возможность ограничения квот на ввоз мяса птицы и свинины из зарубежных стран. В частности, как известно, очень много продукции поставляется из фермерских хозяйств США, те же самые «ножки Буша».

— За «ножки Буша» Америка готова воевать. Вот надо, кстати, поучиться у них, как защищать интересы своего производителя. Я же проработала 8 лет в Соединенных Штатах. Я прекрасно знаю эти замороженные ножки с желтым жиром, по 39 центов за фунт. Почти не съедобные. Ничего, наши производители кур за это время окрепнут, может быть модернизируют свое производство, выйдут на конкурентоспособный уровень. Я думаю, что они почувствовали, что Россия сделала этот шаг, тщательно просчитав его. Посчитав, во-первых, что если она не сделает это, то это будет хуже, чем если бы мы вообще не вмешались. Что все покатится тогда просто по наклонной плоскости.

— Это было бы просто уничтожение народа.

— Уничтожение народа, плюс нам просто подорвали бы весь Кавказ. Мы давно осознали, что на самом деле это противодействие интересам идет уже очень давно. Просто сейчас истинные соперники оказались лицом к лицу, как писал Данилевский. Но мы тщательно просчитали, есть ли у нас силы и резервы выдержать эту неизбежную позиционную борьбу. И они есть. Мы сейчас самодостаточные. У нас есть нефть, есть энергоресурсы, причем, мы не задираемся, я бы так сказала, мы готовы продолжать все рабочие встречи, все рабочие направления. Я думаю, сразу слишком много проблем решить нельзя. Нужно по отдельности и тогда с большим успехом. Я помню, как была в Нью-Йорке, работала в секретариате ООН, когда началось очень резкое охлаждение отношений. Прошло несколько лет, Горбачев приехал в Нью-Йорк, и люди уже висели на окнах и махали ему рукой. Потом опять — империя зла. Потом объятия. И так далее. Это естественное развитие международных отношений, потому что изменяется соотношение сил, страны занимают немножко другое место. К нему надо привыкнуть. Но эта тенденция им не нравится, потому что она в пользу России.

— Сейчас корабли НАТО заходят в Черное море, скажем так, играют мускулами. Это очевидно. А они говорят, что везут в Грузию гуманитарные грузы.

— Трюмы, конечно, набиты оружием.

— Непонятно, как в данной ситуации поведет себя Саакашвили. Как вы считаете, как будет развиваться ситуация в Грузии дальше?

— Ну, во время войны, даже неудачной, обычно президенты и правительство не меняются. Как говорят, во время брода лошадей не меняют. Но совершенно ясно, что он завел в тупик и грузинскую национальную идею, и страну. Поставил крест на любой возможности даже конфедеративного устройства. Поэтому им недовольны все. И ярые шовинисты, я не назову их националистами, потому что националисты заботятся о национальной культуре, традиционных ценностях, а не унижают других. И сторонники более сбалансированного курса. Поэтому я не исключаю, что над Саакашвили тоже сгустились тучи. Он давно очень неудобная фигура для Запада. Его терпели, потому что он торгует своим геополитическим положением. Никому Грузия не была бы нужна без абхазского побережья. Поэтому я не исключаю, что Саакашвили сейчас больше всего боится за собственную политическую судьбу, а может быть и вообще за свою судьбу. Думаю, что Грузия накануне серьезных перемен. Но нам нужно укреплять свой флот. Потому что только державы, имеющие выход к морю и военно-стратегически обеспеченные, именуются великими державами. И борьба за выходы к морю в течение всей истории была главным содержанием мировой политики до окончательного формирования политико-географического облика мира. Причем, проливы нужны не только для имперских пушек, но и для танкеров с нефтью. Я думаю, наша бизнес-элита это тоже поняла.

— Спасибо большое за то, что вы нашли время и пришли к нам в студию.

Адрес публикации: http://www.radiorus.ru/news.html?rid=294&date=28-08-2008&id=294364

Джульетто Кьеза: столкновения с Россией не в интересах Европы

ВЕСТИ: Почему Европа признала независимость Косова и негативно отреагировала на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, что ожидает Грузию на пути вступления в НАТО и о позиции по отношения российского решения в отношении кавказских республик в интервью информационному каналу «Вести» рассказал депутат Европарламента, известный журналист Джульетто Кьеза.

— Господин Кьеза, добрый вечер.

— Добрый вечер.

— В течение нескольких месяцев, когда Косово объявило о своей независимости, страны Запада одна за другой заявляли о своей поддержке этой республики. Почему же сейчас западный мир не последовал своему примеру по косовскому сценарию?

— Очевидно здесь, в Европе, есть очень большая трудность. Конечно, они взяли эту позицию, учитывая, что Россия не будет отличаться, и они считают, что двойной стандарт может действовать. В этот раз, к сожалению, вся Европа не может действовать. Ситуация изменилась в корне. И сейчас я вижу, что есть с одной точки зрения осуждение действий Саакашвили, по меньшей мере, определенная часть парламента так реагировала, но одновременно есть утверждение позиций традиционных– целостность Грузии. И поэтому здесь это противоречие не будет решено легко.

— А вообще в Европарламенте знают о том, что происходило в Южной Осетии? Они видели кадры разрушенного Цхинвала?

— Мало кто знает, к сожалению, того, что происходило, и мало кто знал раньше того, что происходило. Уровень информации очень низкий. Я был единственным членом парламента, который в прошлом году посетил Южную Осетию, вернулся, пригласил делегацию молодых ребят Южной Осетии. Они были здесь, в парламенте. Но я видел вокруг этого практически нулевое внимание. Не было депутатов, очень мало. Люди не знали. Не знали историю, не знают историю, к сожалению. Я только что видел письмо одного высокого представителя Грузии, который пишет председателю парламента, что это русские бомбили Цхинвали. И этот уровень информации очень, к сожалению, очень низкий и очень широко распространен даже среди депутатов.

— Но тем не менее известно, что при агрессии Грузии против Южной Осетии режим Саакашвили успел показать всему миру, каким образом он использует оружие. Почему же сейчас Грузия продолжает вооружаться, причем при помощи иностранных государств, в первую очередь стран НАТО?

— Я не могу ответить на этот вопрос. Это дело Саакашвили. Это дело, вероятно, его советников. Есть определенные круги Соединенных Штатов, если не администрация, точно определенные круги Соединенных Штатов, которые продолжают нагнетать обстановку. Я только могу сказать, что надеюсь, что позиция будет более взвешенная, более разумная. Учитывая действительно реальный интерес Европы в отношении России. Если Европа не найдет правильный путь, я думаю, что ситуация будет ухудшаться, и очень сильно.

— А если говорить конкретно об Италии. Какова позиция итальянского руководства?

— Господин Берлускони, которого я не очень люблю, взял позицию более взвешенную, чем остальные европейские позиции. Он признал права России и определенную закономерность поведения России. Единственный, мне кажется, из европейских руководителей, который говорит таким образом. Следовательно, у Италии положительная позиция по сравнению с позицией многих других европейских государств.

— Но, тем не менее, Италия является страной-членом НАТО. Как вы как депутат Европарламента и гражданин Италии относитесь к тому, что в Черном море у берегов Грузии усиливается группировка кораблей? Скоро она дойдет до 18 единиц. Чем это можно объяснить?

— Объясняется очень просто. Есть силы внутри НАТО, которые хотят нагнетать обстановку. Есть очевидные факты, что сам президент Ющенко принимает решения, которые идут в разрыве всяких возможностей мирного развития событий. Значит, есть силы, и эти силы в основном американские, но есть и большая поддержка европейских сил, которые хотят, чтобы Европа шла против России. Я попытаюсь объяснить своим коллегам, что это не в интересах Европы — столкнуться с Россией. Я считаю, что война Саакашвили и поведение Ющенко направлены именно на столкновение между Россией и Европой. Надеюсь, что много депутатов и много руководителей Европы поймут — это элементарно и очевидно.

— А как вы считаете, после всего, что произошло, я имею в виду агрессию Грузии против Южной Осетии, возможен ли еще прием этой страны в Северо-Атлантический альянс?

— Я думаю, что сейчас в любом случае будет труднее. Не знаю по поводу вхождения Грузии в НАТО, потому что там действуют по-другому. Соотношение сил и баланс сил — это другое. Но я считаю, что сейчас вхождение Грузии в НАТО будет очень затруднено. Раньше у Грузии было больше союзников в Европе, чем сейчас.

— Господин Кьеза, спасибо за ваши комментарии.

Адрес публикации: http://www.vesti.ru/doc.html?id=204586

Мастера высшего пилотажа покоряют сибирское небо

ВЕСТИ-СПОРТ:  В Новосибирске прошел первый в истории чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52. За медали боролись спортсмены из семи стран…

Адрес публикации и видеоматериалы: http://sport.vesti.ru/sport/doc.html?id=343975

Медведев поблагодарил коллег по ШОС за единую позицию по Грузии

ВЕСТИ:  Президент РФ Дмитрий Медведев уверен, что единая позиция стран Шанхайской организации сотрудничества послужит серьезным сигналом тем, кто пытается оправдать агрессию Грузии против Южной Осетии. Об этом глава российского государства заявил в четверг на саммите ШОС в столице Таджикистана.

«Одним из ключевых мотивов создания ШОС было осознание необходимости координации усилий по упрочению региональной безопасности и стабильности, — напомнил российский лидер. — Сегодня актуальность этой задачи только возросла. Исходим из того, что добиваться ее решения следует на принципах строгого соблюдения международного права, отказа от конфронтационного мышления».

В то же время Медведев с сожалением констатировал, что «продолжаются попытки обеспечить национальные интересы силовыми методами». «Примером таких безответственных, преступных действий стала грузинская агрессия против Южной Осетии, — отметил он. — Хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их, преследуя свои корыстные цели».

«В этих экстремальных условиях мы сохранили выдержку и продолжили ответственную и предсказуемую политику», заявил президент РФ.

«Признательны за ваше понимание и объективную оценку предпринимаемых Россией миротворческих усилий», — сказал Медведев, обращаясь к коллегам из Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Китая и Узбекистана. Он выразил уверенность, что «единая позиция государств-членов ШОС получит должный международный резонанс и послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое и оправдать совершенную агрессию грузинского руководства», передаёт ИТАР-ТАСС.

Адрес публикации: http://www.vesti.ru/doc.html?id=204572