…Количество россиян, стремящихся заниматься собственным бизнесом, сократилось до минимума. Например, об этом думают лишь 2% выпускников, а абсолютное большинство в качестве желаемой карьеры рассматривает работу в крупных государственных корпорациях или на госслужбе.
По мнению главы ВЦИОМ Валерия Федорова, «дух предпринимательства» просыпается в россиянах в периоды кризиса, а в спокойные тучные годы люди предпочитают стабильную работу под крылом государства — уж слишком тяжела и рискованна участь предпринимателя в России. Соответственно, и костяк какого-либо класса небольшое количество независимых российских мелких и средних предпринимателей составить не может — слишком уж их мало.
Зато в России есть предприимчивые чиновники с целыми кланами родственников, друзей и присоединившихся. Они рассматривают пост во власти. Чиновные предприниматели подминают под себя тот или иной сегмент и обеспечивают, с одной стороны, преференции своему «делу», с другой — сложности и неприятности потенциальным конкурентам. По ощущениям, такого бизнеса становится в России все больше. Надо ли говорить, что система ценностей этого крыла предпринимательства кардинально отличается от системы ценностей независимых предпринимателей, страдающих от административного произвола.
Другая существенная часть российского среднего класса — это госслужащие всех уровней, а также представители законодательной власти, напрямую не занимающиеся бизнесом. Как свидетельствуют данные психологов, в России в чиновники и депутаты идут люди склонные к риску и финансово ориентированные. На Западе такие качества присущи предпринимателям. У нас же больше шансов финансово преуспеть и повысить свой общественный статус, попав во власть.
Таким образом, становится очевидным: средний класс в России скорее можно назвать оплотом опорой существующего строя, нежели локомотивом кардинальных перемен в сторону демократии, снижения административных барьеров и создания свободного рынка. Даже та часть среднего класса, которая вроде бы существует независимо от чиновничества, косвенно питается за счет вторичного и третичного распределения бюджетных денег. Адвокаты, дизайнеры, журналисты, владельцы и сотрудники салонов красоты, частных клиник и школ — все они существуют прежде всего за счет клиентов, получающих деньги или напрямую от нефтегазового бизнеса, или от пополняющегося в основном за его счет бюджета. Процент построивших свое благополучие на независимом бизнесе, без административного ресурса, очень невелик.