В США «левые» не любят Россию из-за отказа от социализма, а «правые», потому что это Россия, считает Патрик Армстронг, управляющий Armstrong Investment Management
Почему Америка так одержима Россией, страной, которая даже не является ее партнером в сфере безопасности и защиты национальных интересов? Если вспомнить предвыборные дебаты Обамы и Ромни, то там редко упоминается Москва. И единственное, чем я могу объяснить такую одержимость, это только сумбурными теориями.
Столь сильная одержимость США Россией устраивает многих. Россия – это безопасный оппонент; контраст, который можно выставить в любом, даже самом плохом свете; объект, на фоне которого можно показать всю свою добродетель и правильные нравственные ценности; упрямый подросток, который не желает слушаться «папочку»; чистый холст, на котором можно нарисовать все, что угодно.
Вероятно «левые» не любят Россию из-за отказа от социализма. Советский режим выглядит, как приговор всей социалистической концепции. Если вы верите в государственный контроль и равенство общества, то отказ России от советского прошлого выглядит упреком всем вашим убеждениям.
«Правые» не любят Россию, коммунистическая она или нет, просто потому, что это Россия. Но почему же они не любят Россию просто так? Россия никогда не входила в область интересов США, даже в эпоху построения коммунизма. Ну, разве что интерес США к России был вызван сделкой о покупке Аляски.
Как выразился Дэвид Фоглсон (профессор Rutgers University, автор книги «Американская Миссия и «Империя Зла»: Крестовый Поход за «Свободную Россию» с 1881 года» – прим.), «большинство американцев были одержимы Россией задолго до прихода большевиков к власти. Россия всегда была братом-близнецом с плохим лицом». Американцы, кстати, также одержимы Китаем, вспомните миссионерскую деятельность и шумиху о «потере Китая» в 1950-х годах. Но все же, почему выбрали Россию?
Другая причина заключается в том, что у Америки должен быть оппонент, противник, конкурент, или враг, называйте, как хотите. Так называемое геополитическое контрастное сопоставление: тьма, на фоне которой виден луч света. Россия большая страна и может дать больший контраст чем, скажем, Венесуэла. К тому же, торговые отношения США и России не столь существенны, как например, у США с Китаем. Поэтому Россия для американцев — «дешевый» оппонент. Ведь, нападки на Китай могут слишком дорого стоить США.
Для защиты нравственных ценностей Америки Россия идеальный вариант. Поэтому банальная выходка панк-группы Pussy Riot превратилась в столь раздутую атаку на нравственные устои в России. С другой стороны, если открыто обвинить Саудовскую Аравию в нарушении прав шиитов, пакистанцев или филиппинцев, то последствия будут гораздо серьезнее.
Обвинения в адрес России в том, что она «оккупировала» часть территории Грузии, будут иметь другие последствия, чем если во всеуслышание обвинить Китай в оккупации Тибета. Всегда приятно заявить о своих достоинствах на фоне чьих-то недостатков, особенно если этот «фон» не сможет нанести ответный удар. Поэтому недостатки России идеальны, на их фоне удобно показывать свои достоинства, ведь никаких серьезных санкций не последует.
Может быть, Россия — это неблагодарный ребенок? В 1990-х годах много было разговоров об оказываемой американцами помощи России, без которой страна оказалась бы на грани краха. В конечном итоге, Россия должна была стать «своей», одной из них. Но не стала, а начала развиваться по своему пути. Может быть, ей не могут простить той «измены»?
Разве Россия — одна из тех несчастных стран, где туристы и СМИ, после двухнедельного визита, могут написать свои собственные оценки и мнения поверх затертых надписей? Мартин Малиа написал книгу, в которой рассказывает, какими глазами Запад видит Россию (Martin Malia «Russia Under Western Eyes» — прим.). Книга начинается с описания воображаемого идеального правления в России в духе Вольтера. И получается, что в России можно найти все что угодно, даже «геополитического соперника».
Именно поэтому США и принимают закон о «списке Магнитского», ведь он ничего не стоит. Этот закон так же важен, как и запрет на продажу напитков в полуторалитровых пластиковых стаканчиках в Нью-Йорке.
Об этом рассказывает Голос России