Будущее энергетики

При текущем потреблении разведанных запасов нефти и газа должно хватить, согласно оценкам, на лет 50-70. Давайте проникнемся этим фактом и разберем его подрбнее. На самом деле, это ерунда. Запасы названных углеводородов можно считать бесконечными. Все дело в том, что для такой статистики считаются коммерчески оправданые запасы, т.е. зависящие от цены. Т.е. при цене 20 долларов за барель, запасов нефти хватит лет на 5 может быть. А при цене в 2000 долларов… Все правильно, запасы бывают разными. Есть высококачественная нефть, есть легкодоступный газ. А есть битумные пески и сланцевый газ.
Вот и давайте посмотрим на этот распиаренный сланцевый газ. Его себестоимость в США оценивается примерно в 150 долларов за 1000 кубов.

При цене в 200-400 долларов, его добыча оправданна. Для сравнения, у Газпрома себестоимость порядка 25-40 долларов, причем львинная доля этой себестоимости — это налог на пользование недр. Чем меньше газа на рынке, тем выше его рыночная цена; чем выше цена, тем больше возможностей для его добычи.
В общем, мы договорились, что запасы неистощимы, они лишь функция рыночной стоимости. Но в любом случае, углеводороды — совершенно бесперспективный энергоноситель. Вам конечно за 1000 долларов за барель нефть и из битумных песков достанут. Но готовы ли вы платить, скажем 1000 рублей за литр бензина из такой нефти?
И я еще раз хочу подчеркнуть, что нынешний кризис является следствием фактического дефицита углеводородов. Если расходы некой условной страны на энергоносители в 1990-х были, скажем, 0.1% от ВВП, то за счет ее дефицита сейчас эти расходы возрастут до примерно 1%. Это значит, что потребители будут меньше портреблять, а производители — меньше производить. Вот вам и кризис. И даже если вы увеличите добычу того же сланцевого газа на порядок, ничто не сможет сделать его дешевым. Или Газпром воткнул одну скважину и 20 лет ей пользуется, включая газопроводы, или американские газовики вынуждены регулярно бурить новую скважину и обходиться без газопроводов.
Итак, углеводороды абсолютно бесперспективны как бесперспективным стал уголь в начале 20-го века. Какая альтернатива? Солнечная энергия? Вот вам еще такой факт. Если все пустыни мира застроить солнечными электростанциями, то с них будет получено в теоретическом максимальном пределе половина нынешних потреностей энергии. С учетом КПД и ненастий — не более 10%. Это что комаринный укус для слона. Можно конечно спекулировать на счет ветра и ГЭС, но это тоже бабушка надвое. Особенно для России, где ветра на большей территории очень слабые.
Значит углеводороды и «зеленую» энергетику отметаем и остается у нас только ядерная энергия.
Здесь тоже не все так просто. Мировые запасы урана-235, который составляет основу нынешней энергетики очень ограничены и оцениваются в примерно 20 лет. Каюк? Выхода нет? Можно подыхать?
Отнюдь. Дело в том, что в наследство от великого и могучего Советского Союза нам досталась технология производства яденого топлива для тепловых ядерных электростанций. Реализуется она в реакторах на быстрых нейтронах, работающих на смеси плутония и наиболее распространенного изотопа урана — 238, запасы которого просто огромны. Сейчас Россия — единственная в мире страна, обладающая такими технологиями, т.е. монополист. На Белоярской атомной электростанции, что в городе Заречный Свердловской области, уже 30 лет трудится энергоблок БН-600. В 2014 году должен быть пущен в коммерческую эксплуатацию реактор БН-800 мощностью 880 МВт. Т.е. помимо того, что энергоблок будет давать в год 5.5 терраватт-часов электрической энергии, он еще выдаст на гора 600 терракаллорий тепловой энергии ежегодно, а ко всему прочему еще и даст топливо для обычных АЭС на тепловых нейтронах. Но и это еще не все. Этот реактор способен сжигать в качестве топлива ядерные отходы с других АЭС, коих накопилось в России несметные богатства, а также оружейный плутоний, коего тоже на складах немеряно.
После запуска в эксплуатацию БН-800, уже планируется начать в 2015 году строительство более нового и более совершенного аналога — БН-1200 мощностью 1220 МВт и даже уже поговаривают о БН-1600. Всего до 2030 года планируется запустить таких реакторов общей мощностью порядка 11 ГВт, что составляет примерно половину сегодняшних атомных мощностей России или примерно 5% от всего энергопотребления страны.

Во все эти диферамбы считаю своим долгом плеснуть ведро дегтя. Все дело в том, что себестоимость энергии нынешнего старенького БН-600 довольно высока. Фактически, это дотационный проект. Также общественность сомневается, что ситуация изменится и при запуске БН-800. И лишь для БН-1200 проектировщики закладывают какие-то решения, способные заметно снизить стоимость постройки и эксплуатации. Что можно сказать в оправдание. Это экспериментальная технология. Никто не рассчитывал совершать коммерческие рейсы на первых экземплярах реактивных самолетов. И вряд ли кто-то планировал получить коммерческую выгоду от запуска Гагарина в космос. Так же и здесь можно надеяться, что технологии отточатся, себестоимость энергии снизится и космическое простанство будут бороздить буксиры на ядерной тяге.
Источник: http://zttt.livejournal.com