ЭХО ПЛАНЕТЫ: Мы сетуем, что образ России за рубежом часто искажён, о нас думают хуже, чем мы того заслуживаем. Если послушать, что говорят в американском Конгрессе или показывают в голливудских блокбастерах, то Россия действительно предстаёт исчадием ада. Кое-кто в Европе разделяет подобные взгляды на наше государство. Но существует и совершенно иное восприятие России и россиян.
Ещё в 1990-х годах, когда наша экономика переживала не самые лучшие времена, мы с женой сдружились с корреспондентом южнокорейской газеты в Москве Хонгом. Журналист и его супруга поражались зажиточности России и россиян. Приезжаем в наш дачный посёлок. Там халабуды — одноэтажные домики из досок, вокруг грядки. Хонги спрашивают: «Кто владельцы дач?» Отвечаем: «Здесь слесарь живёт, а это участок бухгалтера». Хонги в шоке: «У обычных людей такие сокровища! Да в Корее владелец подобного куска земли автоматически миллионер!» Позднее, как известно, и в России цены взметнулись вверх. Но тогда приравнивание примитивных дачек к сокровищам звучало забавно.
Хонги испытывали пиетет и в отношении интеллектуального уровня россиян. Однажды журналист заявил: «Поражаюсь вашим людям. Каждый второй прохожий похож на Толстого или Достоевского». Мы поинтересовались, по каким улицам он ходит в Москве, где имеет место такая концентрация гениев на квадратный метр. Хонги стали горячо доказывать, что искать гениев не приходится, они повсеместны. Что же касается корейцев, обречённо констатировали Хонги, то они достигли определённого уровня зажиточности, но с культурой, интеллектом, образованностью у них плоховато.
Хонги восхищались также работой общественного транспорта в Москве, нашими вузами. Их дочь училась в Париже игре на виолончели, но ей там не нравилось. Запросилась в Москву, поступила в консерваторию. И в восторге — качество преподавания в российской столице гораздо выше парижского. Сам город тоже лучше, чем Париж.
Был у нас другой знакомый южнокореец, бизнесмен Чо, проживавший с женой в Москве. Эта чета называла россиян самыми интеллигентными, добрыми, мягкими, отзывчивыми людьми на свете. Супругов особенно впечатлил инцидент на Красной площади, когда террорист-россиянин захватил туристический автобус с сотрудниками южнокорейской корпорации «Хёндэ». Террорист заложников не обижал и почти всех отпустил. Жена Чо прокомментировала ситуацию так: «Кореец бы измывался над жертвами, убивал их. А ваш террорист оказался таким человеколюбивым!» Жаловались супруги Чо и на дороговизну жизни в Южной Корее. Основная часть семейного бюджета там идёт на аренду квартиры, образование детей, медицинское обслуживание. В итоге жизнь в Сеуле дороже, чем в Москве.
О том, что жизнь в Москве сравнительно дешёвая, я услышал и от корреспондента одной из ведущих китайских газет. Вскоре после прибытия в нашу страну он заявил, что хорошая одежда и жильё в Москве дешевле, чем в Пекине. Заодно расхваливал качество наших продуктов питания, чистый московский воздух. Говорил, что в российской столице лучше водопровод и канализация, легче приобретать нужные лекарства, меньше транспортные пробки, ниже преступность. Прошёл год проживания корреспондента в России, но мнение своё он не меняет. Сообщил, что на днях принимал делегацию руководителей газеты — они от России в восторге, всё оказалось «лучше, чем ожидали».
Такие оценки не исключение. В китайской печати, в путевых заметках о нашей стране можно встретить восхищение «чистотой, порядком, усердной работой проводников» в поездах, «тёплым и дружеским» отношением россиян к китайским туристам, «великолепием» городов, музеев, метрополитена, «дисциплинированностью» водителей и пешеходов. Гости из Поднебесной признают, что наш народ более культурен, образован и очень умён.
Как-то с китайским профессором мы смотрели телепрограмму, посвящённую экономической проблематике. Профессор слушал выступления экспертов и приговаривал: «Сколько же в России умных людей!»
С уважением относятся китайцы к российским лидерам. Только они да северокорейцы посещают в нынешнее время Горки Ленинские, чтобы отдать дань уважения вождю мирового пролетариата. Хвалят китайцы Владимира Путина за то, что тот наводит порядок в стране, уделяет внимание Востоку.
В 1990-х годах от них услышали такой анекдот. На границе встречаются наша и китайская собаки. Китайская жалуется: «Кормят меня хорошо, а лаять не дают!» Российская в ответ: «А я лаять могу сколько хочу, а вот с кормёжкой похуже». Теперь китайские интеллигенты добавляют: «При Путине и кормить собак получше стали!»
Всё это, конечно, не значит, что китайцы и южнокорейцы поголовно влюблены в Россию. Далеко не всем из них и не всё нравится в нашей стране. Но в целом и в КНР, и в Южной Корее, как и во многих других землях, наш образ не такой негативный. Согласно недавнему опросу авторитетного американского исследовательского центра, имидж России в мире «достаточно позитивный», причём он лучше, чем имидж США и Китая. Более 50 процентов американцев, британцев, канадцев, индийцев, болгар и многих других народов фигурируют в списке русофилов.