Россия и США запускают важный совместный проект, столь необходимый в условиях нынешнего похолодания отношений между двумя странами – c 1 августа правительство России разрешило использовать вместе с наземным воздушный порядок транзита грузов НАТО через Ульяновск из Афганистана и обратно
Расширение сотрудничества
Не секрет, что Россия является важным участником операции международной коалиции в Афганистане, что вписывается в интересы Москвы из-за террористической и наркотической угроз, исходящих из этого региона. Несмотря на то, что в этой стране не присутствует ни одного солдата российской армии, вклад Москвы в деятельность коалиции является более весомым, чем многих стран, присутствующих лишь символически – в виде контингента менее, чем из 10 военнослужащих.
Россия сотрудничает с США в борьбе с производством наркотиков в Афганистане, для чего регулярно проводятся совместные российско-американские операции с участием сотрудников ФСКН. Также Москва участвует в подготовке афганских лётчиков к управлению военной авиацией, что в перспективе должно стать одним из главных преимуществ вооружённых сил официальной власти в Кабуле перед натиском талибов после вывода западных войск.
Но наиболее важной сферой участия России в операции международной коалиции является помощь в транзите грузов и солдат между Афганистаном и странами Запада. С марта 2009 года через территорию России проходит так называемый Северный логистический маршрут – воздушный коридор для военно-транспортных самолётов НАТО, обеспечивающих снабжение контингента в Афганистане.
За это время «по нему прошло 2200 авиарейсов, в ходе которых через Россию переправлены более 379 тысяч военнослужащих и более 45 тысяч контейнеров грузов» — говорится в справке Госдепартамента США, опубликованной в преддверие первой встречи президентов Владимира Путина и Барака Обамы в середине июня.
Северный логистический маршрут значительно облегчил снабжение контингента в Афганистане, частично заменив небезопасный путь через территорию Пакистана. Ведь некоторые его районы де-факто контролируются местными племенами и дружественными им радикальными исламистами, совершающие регулярные диверсионные акции, а транспортировка грузов возможна лишь наиболее уязвимым – автомобильным — транспортом. Кроме того, после инцидента ноября прошлого года, когда авиация НАТО по ошибке атаковала подразделение ВС Пакистана, и закрытия Пакистаном транзитного пути через свою территорию, положение России серьёзно усилилось.
Не стоит рассматривать Москву как транзитного монополиста для НАТО в Афганистане, ведь также существует путь через страны Центральной Азии, Южный Кавказ и далее в турецкий порт Инчилык. Кроме того, в июле США и Пакистан уладили длившийся с ноября 2011 года конфликт, после чего Исламабад вновь открыл свою территорию для транзита натовских грузов (хотя отношения между двумя странами по-прежнему напряжённые, тем более учитывая постепенную исламизацию политического руководства Пакистана). Тем не менее, российский маршрут представляется наиболее значимым для НАТО, особенно на фоне вывода западных войск из Афганистана.
Сегодня участие России в операции в Афганистане переходит на новый уровень – на российской территории будет располагаться полноценный перевалочный пункт для грузов, следующих из Афганистана. Переговоры по его созданию велись в течение полутора лет, а окончательные договорённости были достигнуты в марте этого года в Брюсселе.
Согласно им, в аэропорт «Ульяновск-Восточный» будут пребывать самолёты с грузами из Афганистана, перекладываться на железнодорожные составы, либо автомобильный транспорт и через Москву везтись в морские порты прибалтийских стран. В перспективе не исключается создание в Ульяновске склада грузов, который позволит расширить пропускную способность перевалочного пункта.
Долгожданный проект
Для России создание данного транзитного центра важно с двух точек зрения. Во-первых, он станет одним из наиболее масштабных проектов, реализуемых в Ульяновской области. Инвестиции в частичную модернизацию аэропорта, новые рабочие места и поступления в бюджет позволят улучшить экономическую ситуацию этого, далеко не самого развитого российского региона. Не зря данный проект активно защищался губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Кроме того, главным авиаперевозчиком, который будет осуществлять транспортировку грузов из Афганистана в Ульяновск, станет российская компания «Волга-Днепр».
Во-вторых, не менее важна политическая составляющая данного проекта. Перезагрузка в отношениях Москвы и Вашингтона, несмотря на ряд немаловажных успехов, не сумела решить главной проблемы – высокого градуса взаимного недоверия в отношениях двух стран, сохраняющегося со времён Холодной войны и попытки качественно пересмотреть характер российско-американских отношений в 1990-е годы. В результате Москва и Вашингтон не развили успехи перезагрузки, упёршись в проблему ПРО в Европе и противоречия по Сирии.
Главной же причиной низкого доверия между двумя странами и конфронтации по периферийным вопросам видится дефицит позитивного опыта взаимодействия и отсутствие значимых для обеих сторон совместных проектов, на чём сходятся многие эксперты. Постепенное наполнение российско-американских отношений совместной, взаимовыгодной деятельностью создаст стимулы к преодолению конфронтации.
Показательно, что 1 августа в Ульяновск прибыл президент Владимир Путин. Формальный повод – участие в торжествах по случаю дня ВДВ. Но, разумеется, одной из целей визита является открытие транзитного центра, что говорит о понимании главой государства политической важности данного проекта и желании лично убедиться в его готовности к приёму иностранных грузов.
По материалам Голос России