День России — это рубеж, с которого началась новейшая история нашего отечества
12 июня страна отметит государственный праздник — День России. В этом году он справит двадцатилетие: праздничной датой 12 июня стало в 1992 году с введением Верховным Советом Российской Федерации «Дня принятия декларации о суверенитете РСФСР». Вскоре после этого были приняты поправки в Трудовой кодекс и день стал нерабочим. Первый президент новой России Борис Ельцин предложил праздник переименовать. И 10 лет назад, уже при президенте Путине, это свершилось.
День России приживался трудно. Вплетенные в его контекст слова «суверенитет», «независимость», «свобода» у многих соотечественников вызывали недоумение и раздражение. «От кого и чего независимость — от 25 миллионов русских, оказавшихся за границей, от Крыма и Кавказа?» — вопрошали скептики. «Какую свободу мы славим — обманывать, воровать, безобразничать?» — вторили им те, кто мог сравнивать прежнюю жизнь с завоеваниями демократии.
В тех словах была и горечь, и известная доля истины. Нелегко было совмещать в повседневной жизни официальные заверения о лучшей жизни с гримасами эпохи. А их было пруд пруди. Вспомним конфискацию вкладов, бешеную инфляцию, разгул финансовых пирамид типа «МММ». Вспомним марши пустых кастрюль и голодных шахтеров, стучащих касками на московских мостовых. Вспомним утрату личной безопасности, вынуждавшую всех и каждого бояться за себя и детей и прятаться от уголовщины за стальными дверьми и решетками. В тех условиях разговоры о свободе звучали как издевательство. Все это было, было…
Но время идет. Минуло двадцать лет с перемены общественного строя, распада великой России, именуемой СССР, ломки прежних жизненных устоев. Было все это, в конечном счете, благом для миллионов россиян настоящего и будущего? Или очередной революционной катастрофой, лишь отбросившей державу на десятилетия назад? Уверен, мы не получим сегодня однозначных ответов на эти вопросы. Да их и нет, простых ответов.
А значит, осознавая прошедшее, размышляя над его историческим смыслом и значением, мы не должны лишь бесконечно судить прошлое. Надо смотреть вперед, устраивать реальную жизнь, решать нынешние проблемы, отвечать на сегодняшние вызовы.
День России — это рубеж, с которого началась новейшая история нашего отечества. Нельзя дважды войти в ту же реку. Невозможно повернуть вспять ход истории.
В этом смысле обещания «партии прошлого» восстановить СССР звучат нелепо, а упорное ношение отдельных членов Госдумы депутатских значков не с российским триколором, а красным флажком с серпом и молотом — смешным.
«Я убежденный противник революций и сторонник эволюции», — сказал как-то Никита Михалков. Мысль не новая, лучшие умы России от Михаила Каткова до Ивана Ильина доказывали ее истинность, споря с анархистами и марксистами от Бакунина до Ленина. Но реплика маститого кинематографиста и гражданина оказалась весьма актуальной.
Плоды двадцатилетней эволюции России, рожденной летом 1991 года на обломках былой сверхдержавы, в муках, в атмосфере растерянности, мы начинаем ощущать только сегодня. Мало-помалу восстанавливается производство. Налаживается социальная сфера. Формируется национальное сознание.
Мы почувствовали разницу между хроническим дефицитом товаров первой необходимости, свойственный «развитому социализму», и нынешним изобилием продуктов питания, одежды, бытовой техники. Мы уже забыли те времена, когда газетные полосы заполняли скучные речи генсеков. В принципе, мы можем отдыхать на Байкале или в Турции — кому что нравится. И можем беспрепятственно протестовать против несправедливости — на площади или в Интернете.
Автор далек от мысли, что все у нас тишь и благодать. Да, эволюция принесла плоды. Нет голодовок учителей из-за невыплаты жалованья, нет полнейшей безнаказанности «оборотней в погонах». Многое изменилось к лучшему. Но до благополучия еще далеко.
Слава Богу, что громко заговорили об общественных пороках. О коррупции, беспределе в судах и милиции. О преступности вообще. О кризисе образования, когда вузы, особенно коммерческие, плодят самонадеянных неучей. О дебилизации посредством ТВ. Список можно продолжить.
Но кто все это должен исправить? И как?
Есть опробованный рецепт: весь мир насилья мы разрушим. Мы это проходили и знаем последствия такой терапии. Совсем недавно мы были свидетелями всполоха общественных страстей, напомнившего человеку, мало—мальски знакомому с историей, кому 1905-й, а кому 1917-й год.
Наблюдая картинки оранжевых буч и белоленточных маршей, я испытывал ощущение дежавю. История повторяется, только на новом витке. Как и сто лет назад, сегодня есть ошибки и даже пороки власти, есть нетерпимые реалии (вроде того, что взятка и побор — норма жизни), есть справедливое возмущение всем этим людей. И есть корыстные круги и силы, в том числе за границей, желающие грести жар чужими руками. Направить общественный протест в нужное русло. И цель известна — власть.
А главный вывод из случившегося тот, что народ наш получил все-таки стойкую прививку в приснопамятном 1917-м. В минувшие декабрь—март мы были свидетелями яростной атаки на легитимную власть в России. Закрутилась было дьявольская круговерть, в которой фигуры Березовского, Навального с Немцовым, посла Макфолла смешались с толпами юношей в масках, бросающих в полицейских куски асфальта.
Но как повело себя огромное молчаливое большинство? Оно не только не пошло за партией горлопанов и провокаторов. Не только проголосовало, как надо, сделав выбор между авантюрой и здравым смыслом. Но и явило примеры активного противодействия. Вспомним многотысячные митинги в столице и провинции. Вспомним инженера Уралвагонзавода.
Все это вселяет оптимизм. К двадцатилетию своей истории новая Россия подошла достаточно зрелой. На этом фоне демарши лидеров Справедливой России и КПРФ, устроивших обструкцию законопроекту об ответственности при проведении митингов, выглядят опереточными.
Новая Россия, без сомнения, принадлежит этому здравомыслящему большинству. Ему исправлять ее недостатки. Ему созидать ее благополучие. Каждый из нас волен сделать свой выбор.
Источник: «Нижегородская Правда«