В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) придумали, как вывести из стагнации российский несырьевой экспорт. Согласно «дорожной карте» по поддержке доступа на зарубежные рынки, которую АСИ планирует представить Владимиру Путину в начале мая, уже к 2020 году число компаний-экспортеров может удвоиться. Ведомства, на плечи которых должно лечь основное бремя работы над светлым будущим российского экспорта, к инициативе относятся с опасением: идея хороша, однако сроки ее реализации труднодостижимы, считают они.
Как стало известно РБК daily, рабочая группа АСИ совместно с представителями министерств и ведомств разработали «дорожную карту» по поддержке российского экспорта (есть в распоряжении РБК daily). Если рекомендации экспертов будут реализованы, то Россия на мировой арене сможет сменить имидж «продавца нефти и газа» и перейти к несырьевому и даже инновационному экспорту. «Работа над „дорожной картой“ по экспорту завершена. Ориентировочно мы будем представлять ее Владимиру Путину 3 мая на набсовете», — подтвердил директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян.
Как пишут авторы документа, в фокусе инициативы четыре основных элемента, которые можно схематично определить как «развитие экспортной инфраструктуры», «устранение административных, фискальных и таможенных барьеров», «пиар» и «взаимокоординация».
«Меры можно разделить на два больших блока, — рассуждает Наталья Лаба из комитета „Деловой России“ по экспорту, принимавшая участие в создании карты. — Первая категория — меры срочного порядка. Они в основном направлены на снятие уже существующих ограничений либо открытие новых возможностей (как, к примеру, сайт для экспортеров). Другая группа мер носит более долгосрочный, даже стратегический характер — они потребуют больше усилий, и их результаты не станут заметны сразу, но именно они смогут вывести всю систему поддержки экспорта на новый уровень. Основное в этом блоке — должна быть создана национальная стратегия поддержки экспорта».
Одно из первых направлений, обозначенных в «карте», — информационное, включает создание портала внешнеэкономической информации с каталогами экспортно-ориентированных товаров и услуг и онлайн-консалтингом, а также рекламную кампанию «Экспортируй сейчас», в ходе которой бизнесу будут рассказывать о преимуществах экспортной деятельности.
Другое направление — развитие региональной инфраструктуры, в том числе «мировоззренческой» (среди прочего предлагается разработать концепцию развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД). Кроме этого, рекомендуется создать сеть сертифицированных внешнеторговых посредников, которые должны стать мостиком между предпринимателями и покупателями их товаров за рубежом. Разработчики «дорожной карты» уверены, что благодаря этим мерам доля начинающих организаций-экспортеров (в общем числе зарегистрированных малых и средних предприятий) достигнет не менее 20% в 2015 году.
Много в документе уделено наболевшему «упрощению и ускорению административных и фискальных процедур при экспорте». Среди запланированных мероприятий — внедрение упрощенных процедур таможенного оформления при экспорте, либерализация процедуры возмещения НДС, а также отмена валютного контроля и паспорта сделки при экспорте продукции собственного производства для малых и микропредприятий.
Чтобы доля неэнергетического экспорта, пользующегося финансовой господдержкой, выросла как минимум до 5% к 2015 году, для экспортеров предлагается ввести новые финансовые продукты, а также усовершенствовать механизмы государственной гарантийной поддержки. Не менее важно, по мнению разработчиков карты, развить институты промоутерской поддержки экспорта, а также взрастить «самоорганизованных» экспортеров.
«В своей работе мы ориентировались в том числе на рейтинг Всемирного банка, согласно которому мы существенно отстаем от других стран по показателям поддержки экспорта. Рабочая группа состояла из представителей не только министерств и ведомств, но и бизнеса. Здесь важно не только написать и „сдать“ документ, но и затем проследить, чтобы работа на этом не прекратилась. Главная задача, помимо целевых показателей достижения результата, внедрить новый проектный подход в госуправлении — обеспечить системную взаимосвязь между различными ведомствами, скоординировать работу», — говорит г-н Аветисян.
В итоге к ключевому, 2015 году экспортная картина в России должна стать примерно такой: удовлетворенность качеством и доступностью экспортных услуг — не менее 60%, неэнергетический экспорт — прирост в 2,5 раза, уровень товарной диверсификации экспорта — не менее 7 (текущее значение — 2,5); срок оформления экспортного груза должен сократиться с 36 до 15 дней, а средний срок возмещения НДС — с 60 до 20 дней.
У чиновников такие «стахановские сроки» вызывают сомнения. «С учетом того, что до осени вряд ли ведомства раскачаются, двойной прирост уже через три года трудно себе представить. Для всех этих задач еще предстоит найти исполнителей», — скептичен представитель одного из профильных ведомств. «Нельзя ожидать, что те сроки, которые написаны, будут выполнены в полной мере. Но если не планировать вовсе, тогда крайне сложно организовать процесс, он затянется на необозримую перспективу», — оппонирует г-жа Лаба.
«В „карте“ прописано очень много „надо сделать“ для министерств и ведомств. В последние дни между бизнесом и представителями власти даже шла дискуссия о том, смогут ли ведомства, да еще накануне смены кабинета министров, взять на себя новые обязанности. Некоторые даже посчитали, что необходимо создавать новую структуру — под экспорт. Но вопрос еще не решен», — рассказал РБК daily чиновник, знакомый с ситуацией. «В карте прописаны ряд функций, которые свойственны министерствам, но чтобы поддержка экспорта происходила эффективно, не исключено, что потребуется образование (в какой форме — пока неизвестно) нового органа», — не исключает г-жа Лаба.
Новость на сайте «РБК.Daily»