«Стратегия-2020»: новые вызовы

Российские эксперты подготовили итоговый доклад по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года

В документе, в частности отмечается, что реформа федеративных отношений должна идти по умеренному или радикальному пути и может быть осуществима лишь при наличии политических преобразований

Развитие отношений между различными уровнями власти на период до 2020 года может осуществляться по трем основным сценариям. Инерционный предполагает дальнейшее нарастание процессов централизации и не может быть предложен в качестве базового. Умеренно-реформаторский подразумевает административную децентрализацию и постепенный возврат к демократическим механизмам на всех уровнях власти, начиная с местного самоуправления.

Радикально-реформаторский вариант реформы федеративных отношений предполагает первоочередную активизацию процессов демократизации, в том числе немедленный возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов. «Без проведения политических реформ, предполагающих возврат к полноценным выборным механизмам на муниципальном и региональном уровнях, централизация как в формальных, так и в неформальных формах будет неизбежно воспроизводиться, и система будет эволюционировать обратно, в направлении инерционного сценария», — отмечается в докладе.

Меры по реализации умеренного и радикального сценариев различаются не по содержанию, а по темпам и последовательности их практического воплощения. Их предлагается реализовывать в два этапа. Так, в части политических мер в докладе предлагается усилить демократию на уровне местного самоуправления вернуться к выборности губернаторов. В части мер структурного характера предлагается ликвидировать федеральные округа и стимулировать добровольное объединение субъектов РФ для решения задач стратегического развития.

Для повышения финансовой автономии региональных и местных органов власти на первом этапе необходимо полностью передать регионам налог на прибыль; отменить федеральное регулирование ставки налога на имущество организаций; за органами местного самоуправления полностью закрепить налог на жилую недвижимость, на малый бизнес, экологические платежи. На втором этапе следует рассмотреть вопрос о расширении полномочий региональных органов власти в регулировании налогообложения прибыли (сохраняется фиксация нижней границы налоговой ставки, не регулируется верхняя) и подоходного налога, а также вопрос о предоставлении муниципальным образованиям права устанавливать налоги и целевые сборы, не предусмотренные федеральными нормативными актами.

Государство должно провести радикальную приватизацию в 2016-2020 годах

Государство должно предусмотреть в 2016-2020 годах полную приватизацию крупнейших компаний, либо снижение в них доли госдоли до уровня блокирующего пакета акций, говорится в докладе. Как отмечается в документе, в 2016-2020 годах необходимо осуществить радикальное сокращение прямого участия государства в экономике. «Углубление» приватизации по крупнейшим компаниям (или полная приватизация, или до уровня блокирующего пакета акций).

Сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии. Реструктуризация активов крупных компаний, выделение и приватизация субхолдингов из конгломератных интегрированных структур» — перечисляются в докладе предлагаемые меры в сфере приватизации и управления госсобственностью на 2016-2020 годы.

В этот период авторы документа считают необходимым провести преобразование государственных корпораций: «часть госкорпораций — прекращение деятельности; часть — после преобразования в ОАО приватизация части пакета акций». Кроме того, в эти годы также должна пройти приватизация большей части средних и крупных компаний с государственным участием, при необходимости — до уровня блокирующего пакета акций.. Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике в 2016-2020 годах должно стать вторым этапом политики в сфере приватизации, предшествовать которому должен запланированный на 2012-2015 годы этап «чистки» неликвидов.

Вместе с тем, авторы доклады называют полноценную реализацию первого и второго этапов радикальным сценарием. В качестве умеренного (инерционного) они предусматривают, что первый этап, который запланирован на 2012-2015 годы, будет экстраполирован на весь период до 2020 года.

России нужен рост ВВП не менее 5 % в год и инфляция ниже 5%

России для реализации стратегических целей необходим экономический рост не менее 5 % в год и снижение инфляции до уровня ниже 5%, говорится в докладе.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2012 году рост ВВП составит около 3,7%, в 2013 — 4%, в 2014 — 4,6%. Инфляция может составить, согласно официальному прогнозу, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,55% в 2013, 4-5% в 2014 году. «Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание», — говорится в докладе.

Необходимость постоянного перераспределения средств из малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе, отмечают эксперты. «Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей «экономику предложения», — отмечается в докладе. По их мнению, в дальнейшем российской экономике не удастся расти столь высокими темпами за счет имеющихся источников. Ресурсы восстановительного роста исчерпаны, ситуация на мировых рынках приведет к снижению доступности внешнего капитала, а рост спроса замедлится вследствие исчерпания эффекта низкой базы, имевшей место в начале предыдущего периода.

«Среди вызовов, стоящих перед экономикой, следует отметить промежуточное положение между странами с дешевым трудом и странами с хорошими институтами («ножницы конкурентоспособности»), высокую зависимость от конъюнктуры внешних рынков, рост нагрузки социальных расходов и слабое использование преимуществ, связанных с качеством человеческого капитала», — говорят авторы доклада, добавляя, что одним из факторов новой модели роста должны стать целенаправленные усилия по снятию институциональных барьеров для экономического роста. НИЗКАЯ ИНФЛЯЦИЯ «Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков», — отмечают авторы доклада. В частности они предлагают финансовым властям предпринять активные действия по быстрому, за 1,5-2 года, снижению инфляции ниже 5% в годовом исчислении.

Бюджет-2012 нужно балансировать при цене на нефть 105 долларов

Бюджет РФ должен быть сбалансирован в 2012 году при цене на нефть 105 долларов за баррель, в 2013 году — 103 доллара за баррель, в 2014 году — 97 долларов за баррель, в 2015 году — 95 долларов за баррель. При этом предельный размер госдолга не должен превышать 25% ВВП, говорится в докладе.

«Основой новых бюджетных правил предлагается сделать базовую цену на нефть. В дальнейшем, по мере диверсификации российской экономики и доходной части бюджета, необходим переход к учету в бюджетных правилах не только базовой цены на нефть, но и параметров делового цикла», — говорится в докладе.

В качестве базовой эксперты, работавшие над докладом, предлагают использовать расчетную цену на нефть марки Urals, полученную как скользящее десятилетнее среднее, то есть для расчета используется цена за последние 10 лет, взятая в реальных ценах (скорректированная на инфляцию доллара), а затем полученная цена пересчитывается в текущие цены, исходя из накопленной долларовой инфляции.

Таким образом, бюджет РФ в 2011 году должен быть сбалансирован при цене 55 долларов за баррель, в 2012 — 63 доллара, в 2013 — 70 долларов, в 2014 — 78 долларов, в 2015 — 85 долларов. «Предложенный вариант базовой цены, при условии реализации заложенной в прогнозе МЭР динамики цен на нефть, подходит к значению более 90 долларов за баррель к 2016 году. Представляется, что именно 2016 год должен стать годом выхода на стационарный вариант использования данных бюджетных правил», — говорится в докладе. При этом на срок до 2015 года должен действовать переходный период, когда базовая цена устанавливается в особом порядке, то есть выше средней за десять лет.

Предельный объем расходов в течение переходного периода должен определяться по общему правилу: расчетные доходы бюджета при базовой цене плюс предельный объем чистого долгового финансирования в случае компромиссного сценария. «Максимальную величину чистого долгового финансирования предлагается принять равной 1,0-2,0% ВВП в год, а предельные размеры государственного долга — 25% ВВП», — говорится в документе.

Ранее, описывая возможные механизмы бюджетных ограничений, министр финансов Антон Силуанов говорил, что если ориентироваться на среднюю цену на нефть за 10 лет, то бюджет нужно балансировать при цене 70 долларов за баррель. Однако это почти невозможно сейчас сделать с учетом взятых государством обязательств. На 2012 год в бюджет заложена цена на нефть на уровне 100 долларов за баррель, при дефиците 1,5% ВВП, а сбалансирован он мог бы быть при цене 117 долларов за баррель. Минфин в конце прошлого года сообщал, что бюджет 2013 года может быть сбалансирован при цене около 114 долларов за баррель, в 2014 — 108 долларов.

Авторы «Стратегии» предлагают создать Совет по финансовой стабильности

Авторы «Стратегии-2020» предлагают создать на базе Банка России Совет по финансовой стабильности с предоставлением равных полномочий со-председателям совета — председателю Банка России и министру финансов.

Как отмечается в итоговом докладе, в полномочия Совета по финансовой стабильности должен входить мониторинг ситуации на различных финансовых рынках и реализация мер, в том числе временных и мер микропруденциального регулирования, для предотвращения перегрева и пузырей, а также мониторинг за накоплением рисков на балансах всех крупных системообразующих финансовых институтов вне зависимости от рода их деятельности. «Сейчас эти функции возложены на департамент финансовой стабильности Банка России, но этот уровень недостаточен для принятия взвешенных решений по всем возможным проблемам макропруденциального характера, в том числе, из-за отсутствия механизма координации деятельности основных регуляторов финансового рынка», — говорится в документе.

Необходимость предотвращения накопления системных рисков и создания в этих целях системы макропруденциального регулирования была признана странами Группы 20 по итогам кризиса 2008-2009 годов.

Авторы доклада также настаивают на законодательном придании Банку России права установления дополнительных требований к достаточности капитала кредитных организаций (буферная и контрциклическая надбавка) в случае идентификации Советом по финансовой стабильности тенденции к перегреву сектора кредитования, а также права временного изменения нормативов резервирования по отдельным операциям, если Совет определил повышение рисков по соответствующим операциям.

Эксперты Стратегии 2020 предлагают создать Нацсовет по инвестициям

Экспертное сообщество предлагает создать Национальный совет по инвестициям и контролю норм для повышения эффективности нормативно-правового регулирования предпринимательской активности, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

«Задачей Национального совета по инвестициям и контролю норм должна стать организация экспертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов», — говорится в докладе. Данное предложение рабочей группы является дополнением существующей системы оценки регулирующего воздействия.

К предмету компетенции Нацсовета в области оценки регулирующего воздействия (ОРВ) предлагается отнести те группы регуляторных нормативных правовых актов, в отношении которых соответствующую работу не проводит Минэкономразвития. Нацсовет создается при правительстве РФ на фиксированный срок (5 лет), затем его мандат может продлеваться и при необходимости — расширяться.

Минимальный размер капитала банков могут повысить до 1 млрд рублей

Авторы «Стратегии-2020» предлагают повысить минимальный размер капитала банков до 1 миллиарда рублей с 2013 года, а к 2020 году выйти на уровень в 3 миллиарда рублей. Как отмечается в докладе, минимальный размер капитала должен быть повышен до такого уровня, который сделал бы использование банковской лицензии для проведения полукриминальных операций экономически невыгодным.

«Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо осуществляют операции, не являющиеся по существу банковскими. Банки, которые не смогут найти необходимые средства для капитализации или партнеров для формирования более крупных структур за счет слияний, должны будут либо закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на лицензию небанковской кредитной организации или специализированного банка с ограниченной лицензией», — отмечается в документе.

В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 миллионов рублей, закон предусматривает повышение минимальных требований к капиталу до 300 миллионов рублей к 2015 году.

Эксперты Стратегии 2020 хотят сбалансировать пенсионную систему РФ, увеличив стаж

Эксперты, вырабатывающие стратегию социально-экономического развития России до 2020 года («Стратегия 2020»), предлагают снизить налоги для бизнеса и сбалансировать пенсионную систему за счет мер по отношению к работникам и будущим пенсионерам: увеличить стаж и повысить пенсионный возраст.

Кроме того, по их мнению, пенсионная система сегодня не учитывает нужд представителей среднего класса.

Эксперты «Стратегии-2020» предлагают постепенное повышение пенсионного возраста в России для обоих полов до 63 лет к 2030 году. «С учетом относительно низкой продолжительности жизни в России предлагается повышение пенсионного возраста до 63 лет, причем, делать это постепенно, по полгода в год для женщин, для мужчин — по три месяца в год, пока не выровняется возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин», — говорится в итоговом докладе «Стратегия 2020».

По мнению экспертов, достичь 63-летнего порога выхода на пенсию удастся к 2030 году. Разработчики стратегии уверены, что повышение пенсионного возраста может стать главным ответом на такой демографический вызов, как старение населения.

По материалам Голос России, ИТАР-ТАСС, РИА Новости.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *