Многолетняя реконструкция-реставрация исторического здания московского Большого театра завершена. 28 октября над знаменитой сценой вновь поднимется занавес и все пять ярусов зрительного зала заполнятся публикой
Создать современный комфорт, прежде всего для работы труппы, — такова была одна из главных целей реконструкции Большого театра. «В первую очередь надо было увеличить количество площадей, в чем Большой театр крайне нуждался», — заметил в интервью «Голосу России» представитель генподрядчика реконструкции Большого театра Михаил Сидоров:
«Есть современные законы архитектуры, которые гласят: в театре на один объем для зрителей должно приходиться четыре объема для труппы, чтобы она в этом пространстве могла формировать то, что становится в полном смысле слова спектаклями 21-го века. Когда театр закрывался на реконструкцию, эта пропорция была «один к одному». Теперь – «один к четырем», то есть сделано все, чтобы обеспечить труппу необходимыми помещениями. Если говорить о сугубо вспомогательных помещениях, то их стало настолько много, что можно сказать, этот вопрос решен для Большого театра на многие годы. Массажные комнаты, гладильные, пошивочные, конечно, служебные буфеты… — все это есть».
Среди самых насущных вопросов в «дореставрационный» период Большого театра была острая нехватка репетиционных залов. Теперь таких залов – в историческом здании и появившемся служебном корпусе – одиннадцать. Главный зал, так называемая верхняя сцена, в точности имитирует основную сцену: со всеми ее гигантскими параметрами, уклоном в четыре градуса и семью игровыми планами. Однако еще больше артисты Большого театра нуждались в гримерных: их было недопустимо мало, и были они, мягко говоря, до ужаса несовременны.
«Вопрос гримерок Большого театра решен, — продолжает Михаил Сидоров. — Долгие годы это была очень больная тема для театра. Обратимся хотя бы к такому факту. Из-за того, что театр существовал в проекте 1856 года, на один этаж приходились одна душевая и один блок туалета. И будь ты самая великая звезда Большого театра, ты в конце спектакля кладешь полотенце на плечо и идешь в конец коридора. Сейчас в театре появились десятки новых гримерок и в каждой есть уборная и душевая. Отмечу, что в ходе того, как эти комнаты разрабатывались, мы были в постоянном контакте с театром и больше года тому назад уже показали артистам первые гримерные как эталонные образцы. Артисты были очень рады: конечно, ведь теперь гримерка выглядит как номер в пятизвездочной гостинице».
И, конечно, Большой театр станет комфортнее для зрителей – «для всех категорий зрителей», подчеркивает Михаил Сидоров, «хотя мест в зрительном зале значительно меньше»:
«Зато это более удобные кресла с бо́льшим пространством между спинками. Зрителям станет свободнее сидеть, потому что мы удалили 300 с лишним мест, которые появились в 20-м веке. В конце 19-го века в зале было 1740 мест, и мы ориентировались на этот эталон. Некоторые места в задних рядах партера не смонтированы жестко — их можно убирать, и отсюда смогут смотреть спектакли инвалиды-колясочники. Для них же приобретено и специальное оборудование, которое позволяет без труда перемещаться по театру и даже по лестницам; театр приобретает также оборудование для людей с ограниченным зрением и слухом – в зале им будут отводиться первые ряды.
Если говорить о буфетах, о гардеробах, то их стало больше. Так что не будет очередей, не будет никакой, присущей раньше театру, нервозности в перерывах — все удобно, доступно. Появилось большое количество лифтов, то есть теперь, чтобы подняться на какой-нибудь ярус, достаточно сесть на панорамный лифт и поехать наверх«.
В последние дни перед открытием на исторической сцене Большого театра почти круглосуточно звучит музыка, идут непрерывные репетиции. Театр зажил своей прежней жизнью, только более современной и комфортной для творчества.
Источник: Голос России
Комментарии