Через двадцать лет после распада Советского Союза, премьер-министр России Владимир Путин, возможно, и не собирается восстанавливать падшую империю. Но внедряет другой проект – создание «квази Евросоюза» из бывших советских республик.
Таможенный союз, который он организовал год назад между Россией, Беларусью и Казахстном уже отменил тарифы и таможенный контроль на внутренних границах этих государств.
Этот союз обеспечивает «свободное экономическое пространство», где на едином рынке 165-и миллионов людей (60 процентов населения Советского союза) свободно оборачиваются товары, услуги и капиталы.
На прошедшем в Москве в этом месяце саммите премьер-министры трёх государств поставили ещё более амбициозную задачу – к 2013 году превратить группу в «Евроазиатский экономический союз». В неофициальном порядке даже обсуждается возможность общей валюты.
«Это событие имеет поистине огромное межгосударственное и геополитическое значение», сказал Путин после саммита. «Впервые с момента распада Советского Союза на постсоветском пространстве был сделан первый реальный шаг к восстановлению естественных торговых и экономических связей».
Может быть это и преувеличение. Но в отличие от более ранних попыток реинтегрировать бывшие Советские республики, эта попытка делает успехи.
Путин также выдвинул предположение о том, что раз уж создано единое экономическое пространство, его членам сто́ит начать переговоры о свободной торговле между блоком трёх государств и Евросоюзом. Учитывая то, что Россия потратила 18 лет, ведя переговоры о вступлении в ВТО, такое грандиозное соглашение представляется отдалённой перспективой. Тем не менее, будучи когда-либо достигнутым, оно воплотило бы изложенное в Германии в ноябре прошлого года видение Путина о «гармоничном сообществе экономик от Лиссабона до Владивостока».
Восстановление связей между бывшими советскими республиками уже давно является целью Путина. В 2000 году он подписал соглашение с несколькими странами по созданию Евразийского экономического сообщества, или ЕврАзЭС. Которое, впрочем, во многом остаётся дискуссионным клубом.
С 2009-го года он проводит более глубокую интеграцию с двумя другими членами ЕврАзЭС в направлении нынешнего таможенного союза. Авторитарный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал план. Беларусь же, с её сильно зависимой от России экономикой была загнана в союз политикой кнута и пряника.
Становится всё более очевидным создание на пространстве бывшего Советского союза аналога Евросоюза, говорит аналитик IHS Global Insight Лилит Геворгян.
Как говорит высокопоставленный российский чиновник, таможенный союз частично использовал законодательство ЕС, что позволило избавиться от лишней работы. Но кроме этого, в теории принятие существующей модели могло бы когда-нибудь облегчить задачу по созданию свободной торговой зоны с ЕС.
Углубление таможенного союза имеет типичные преимущества, стимулируя развитие бизнеса, поскольку снимает торговые барьеры. Также союз может помочь восстановить горизонтальные связи между промышленными предприятиями стран, разорванные после распада СССР.
Более того, связав Казахстан, как самую успешную центральноазиатскую экономику с Россией, это позволило бы противостоять растущему влиянию Китая в регионе. Соседние Кыргызстан и Таджикистан также выразили заинтересованность в присоединении.
Интересно, что союз может преуспеть там, где другие попытки потерпели неудачу, и вынудит Россию улучшить свой бизнес-климат. Высокопоставленный чиновник в казахской столице Астана рассказал о заманчивой перспективе перерегистрации российских компаний в Казахстане, который, как они говорят, предлагает лучшие условия.
На европейском фланге России таможенный союз обеспечивает России стимулы и механизмы для поддержания Беларуси, которая погрязла в финансовом кризисе, приведшем к вынужденной мере по резкой девальвации, а также предотвратил общественные беспорядки, которые могли произойти в Минске по мере того, как страна сдвигается в сторону Евросоюза. Всё это несмотря на личную неприязнь Владимира Путина по отношению к президенту Беларуси Александру Лукашенко.
«Россия будет продолжать понемногу поддерживать Беларусь», считает Геворгян. «Они дали ей достаточно через субсидии на энергетику, чтобы её экономика продолжала держаться на плаву, но недостаточно, чтобы Лукашенко почувствовал в себе смелость бросить вызов России».
Люди, которые знают Путина, говорят, что он очень хотел бы завершить организацию союза, введя в него крупнейшего славянского соседа России – Украину. Добавление в союз её 45-миллионного населения расширило бы союз до трёх четвертей населения СССР.
Присоединится Украина или нет, но Путин ловко воспользовался охватившими Запад долговыми проблемами, говорит Николай Петров из московского Карнеги-центра.
«Когда Россия на сравнительно более выгодных позициях, чем множество европейских стран, самое время претворять в жизнь свои планы по интеграции».
Комментарии