День Ильи Пророка и ВДВ

День Ильи Пророка, святого, пользовавшегося особым уважением и почитанием среди русского народа, — один из праздников, о котором народ не забывал никогда. Этот день для деревенского жителя был поворотным моментом в хозяйственных делах.

Считалось, что начиная с Ильина дня вода в реках и озерах становится такой холодной, что после него купаться не стоит. Грозы на Ильин день считались целебными — «ильинскую» дождевую воду собирали и умывались ею. С ее же помощью смывали злой след от дурного глаза.

Образ пророка Илии окружен ореолом величия и мощи. За свою святую жизнь на земле — а жил он в Палестине, за 900 лет до Христа — Илия был взят живым на небо в огненной колеснице.

Святой Илия является небесным покровителем российских ВДВ

20 июня после крещения Руси стал днем Ильи Пророка, и ему вручили власть над громами. Интересно, что христианский Запад, не менее русских чтивший Илью, Громовником его не считал, а молнии отдал в ведомство Сатаны. По сути дела, Илья Пророк для русских православных мужичков XIX столетия был отнюдь не ветхозаветным поборником культа Иеговы.  Нет, этот пророк, слившийся в сознании русских людей с былинным Ильей Муромцем, был ездящим на колеснице Громовержцем, преследующим нечисть, дающим дождь на поля; чествовали его не столько молитвой и свечечкой, сколько ритуальными плясками («попляшу святому Илье!») и забиванием в складчину откормленного бычка в тот самый день, 20 июня. Проще говоря, только имя отличало мужицкого Громовника Илью от древнего Перуна, и только имя сближало его с ветхозаветным фанатиком.

Илья — один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Образ пророка Ильи был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи «повивали огнем» и давали ему вместо пищи — огненный пламень.

Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который предался богу Ваалу. Чтобы вернуть Ахава к богу Иегове, Илья предрек: не будет ни росы, ни дождя, пока он, Илья, не скажет обратное. Предреченное — исполнилось, начались засуха и голод, продолжавшеиеся три с полововиной года.

Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и если верить рассказу о нем — жил в уединении, и вороны приносили ему еду.

Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в силах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку — и победил, вызвав потоки дождя.

Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи.

По легенде Илья был перенесен в вечность, «на небо», не изведав смерти. Он явился вместе со слугой и учеником своим Елисеем к реке Иордан, ударил по ней своей «милотией»(плащом) — воды расступились, и странники перешли по сухому дну. Тут явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и поднявшийся вихрь понес Илью на небо.

День Ильи Пророка 20 июля (по новому стилю — 2 августа) признавался Церковью как один из великих праздников. На иконах Илья представал запечатленным в два разные момента своей жизни — и в совсем разных обликах.

Первый — один на камне в пустыне, погруженный в думы. Сверху спускается ворон, несущий ему еду.

Второй — Илья на иконах, изображающих момент вознесения его на небо. Колесница, мчащиеся кони, сам пророк в повозке охвачены огненным облаком. Илья протягивает руки к небу или, как на других иконах, бросает последний взгляд вниз и передает милотию своему ученику и последователю Елисею. Тот иногда изображен, цепляющимся за одежды учителя.

Таков церковный христианский образ Ильи, А в представлении народа Илья причудливо вобрал в себя трактовки ветхозаветные и христианские с густым налетом языческих представлений.

В народном представлении Илья Пророк был Громобоем, Громовержцем. Местом обитания Громобоя считалось небо. По беспредельным небесным владениям пророк разъезжал на колеснице, всегда охваченной пламенем, запряженной конями или четырьмя огненными змеями. Грохот колесницы отождествлялся в ушах людей с громом небесным.

Громов у него было двенадцать. В руках он держал огненные стрелы (либо золотой меч), — и, когда размахивал ими или метал во врагов, это молнии блистали. Молнии также могли получаться от искр, высекавшихся копытами бегущих коней пророка.

Источник: RadDay

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *