Балетная труппа петербургского театра нынешним летом на зарубежных гастролях знакомит публику с новейшими своими постановками
Это балеты на музыку выдающегося российского композитора Родиона Щедрина. Только что «Анна Каренина» и «Конек-Горбунок» были с большим успехом показаны на гастролях в США, а теперь «Анна Каренина» значится и в афише выступлений театра в лондонском Ковент-Гарден с 25 июля по 13 августа.
Идея продемонстрировать эти работы балетной труппы принадлежит художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву. Завершив американские гастроли, накануне британских, знаменитый маэстро рассказал об этом.
«Вопрос гастролей для меня сводился к следующему: что знает Америка о новых спектаклях Мариинского балета? – сказал Валерий Гергиев. — Ответ был ясен: пока ничего. Теперь американцы познакомились с двумя новыми работами. Наши артисты изумительно танцевали и «Анну Каренину», и «Конька-Горбунка», а я с большим удовольствием и дирижировал, и наблюдал за спектаклями. Нам надо было подтвердить славу одной из лучших балетных трупп в мире. Или, если хотите, самой почитаемой труппы: это не мои слова, их говорили в Нью-Йорке достаточно много».
Мариинский театр создал свою версию балета «Анна Каренина», в свое время сочиненного, как известно, на сюжет романа Льва Толстого для великой балерины Майи Плисецкой. Новую версию представил петербургской труппе известный хореограф Алексей Ратманский, который, кроме всего прочего, предложил очень эффектный ход: балет значится в афише три вечера подряд, и каждый вечер на сцену выходит новая исполнительница роли Анны. Так зрители получают возможность увидеть три блистательные и абсолютно непохожие интерпретации, созданные примами театра – Дианой Вишневой, Екатериной Кандауровой и Ульяной Лопаткиной.
Но в Лондоне Мариинский театр показывает и неувядающую классику — «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Баядерку», то есть тот репертуар, который вызвал восторг лондонских любителей балета 50 лет назад, когда артисты из Петербурга впервые выступили на сцене Ковент-Гардена. Нынешние гастроли посвящены этому своеобразному юбилею, хотя, справедливости ради, надо сказать, что «балетный роман» двух городов начался гораздо раньше. Еще в начале прошлого столетия британскую столицу покорила прима Мариинки Тамара Карсавина, выступавшая в знаменитой антрепризе Сергея Дягилева.
В 1917 году она вышла замуж за британского дипломата и осталась в Лондоне. «Англия меня удочерила»,- говорила танцовщица, которая, кстати, консультировала выдающуюся английскую балерину, звезду Ковент-Гардена Марго Фонтейн. А потом, уже в последние годы своей карьеры, Марго Фонтейн стала партнершей великого танцовщика, бывшего солиста Мариинского театра Рудольфа Нуриева. На первые гастроли Мариинского театра в Лондоне Нуриев, правда, не попал: он сбежал еще накануне, во время выступлений труппы в Париже. Так что первый, исторический, приезд петербуржцев в британскую столицу сопровождался еще и шлейфом от скандала…
Всё это хорошо помнит Габриэла Комлева — ныне балетмейстер-репетитор труппы Мариинского театра, а тогда, в 1961 году, одна из ведущих солисток. Комлева – сейчас единственная из тех, кто лично познакомился с Тамарой Карсавиной, приходившей на гастрольные спектакли родного театра.
Лондонские гастроли балетной труппы Мариинского театра поддерживают и коллеги из оперной труппы и симфонического оркестра: в июле-августе они принимают участие в знаменитых Променад-концертах Би-би-си. Затем, в конце лета — начале осени, Мариинку ждут в Роттердаме (Нидерланды) с операми «Парсифаль» Вагнера и «Троянцы» Берлиоза. На Эдинбургском фестивале (Шотландия) — с оперой «Женщина без тени» Рихарда Штрауса. В финском городе Турку на международном фестивале – с концертной программой.
Источник: Голос России
Комментарии