Когда мозг танцует, а тело думает

Воссоздать все балеты, показанные русской антрепризой Сергея Дягилева на европейских сценах в начале ХХ  века, и представить их в разных странах мира намерен известный российский хореограф и продюсер Андрис Лиепа

Его масштабный проект – это приношение отцу, солисту московского Большого театра Марису Лиепе. 27 июля исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося танцовщика.

«Я хочу танцевать сто лет», — утверждал  Марис Лиепа, даже автобиографическую книгу назвал так. Но ему было отпущено всего 52 года жизни. И все же он «переиграл» судьбу: его дети — Илзе и Андрис – продолжили балетную династию, став яркими фигурами современного танцевального искусства. Андрис Лиепа убежден, что балет – главное предназначение всей их семьи.

«Когда меня совсем еще в юном возрасте спросили, кем я хочу стать, — рассказывает Андрис Лиепа, — я ответил: «Папой в Большом театре». Если честно, я этого высказывания не помню, но об этом мне рассказывали родители. Моей дочери сейчас 13  лет, она занимается балетом в школе, которую открыла Илзе. Правда, ей больше нравятся современные танцы. У Илзе тоже родилась дочка, так что у нас открываются новые горизонты.

Кстати, когда отца уже не было, а на свет появилась моя дочка, одна из газет написала: «У Мариса Лиепы родилась внучка». Это символично, и, я думаю, от балета мы никуда не уйдем, эта наша «destiny», планида. У отца не получилось, как он хотел, танцевать сто лет, но на всю семью мы эти сто лет наберем».


Скачать

О Марисе Лиепе британский критик однажды сказал: «Его мозг танцует, а тело думает». Гигантская сила перевоплощения, когда тело танцовщика становится плотью его героя, поднимало искусство артиста на недосягаемую высоту. Недаром он до сих пор остается единственным танцовщиком — лауреатом премии Станиславского, великого русского идеолога психологического театра.

Этой премии Марис Лиепа был удостоен за лучшую свою роль — полководца Красса в балете «Спартак», поставленном Юрием Григоровичем на сцене Большого театра. «Я смотрел этот спектакль раз сто, — вспоминает его сын Андрис. — Мы сидели всегда в первом ряду, и я помню, как вжимался в кресло, когда на меня надвигались легионы под предводительством Красса. Эмоционально это было настолько сильно, что я даже не замечал, что в самом центре стоит мой отец».

«Если кто-то видел его Красса, забыть его не сможет никогда! – уверен Андрис Лиепа. —  Кто бы сейчас ни исполнял эту роль, как бы артист замечательно ни прыгал, что бы ни делал во вращениях, образ остается за ним. Это удивительно – Спартаки есть! Можно сказать, что после первого исполнителя Спартака, Владимира Васильева, появились достойные продолжатели — Ирек Мухамедов, Михаил Лавровский, Карлос Акоста, Иван Васильев. Красса нет ни одного! Но я готов сегодня передать молодому танцовщику то, что я знаю от отца».


Скачать

Знания, преданность балету, танцевальный дар, позволивший блистать на мировых сценах, — это еще не все, что унаследовал Андрис Лиепа от отца. Ему передался  интерес к балетам «Русских сезонов», которые в начале ХХ века проводил в Европе и в Америке знаменитый импресарио Сергей Дягилев. Эти спектакли произвели настоящую революцию в танцевальном мире. Еще в середине 1960-х Марис Лиепа восстановил и исполнил  один из этих балетов — «Видение розы», который был создан Михаилом Фокиным для великого танцовщика Вацлава Нижинского.

Ну а в конце ХХ века Андрис продолжил дело отца, реконструировав уже 11 дягилевских спектаклей, включая «Жар-птицу», «Шехеразаду», «Синего бога». В ближайшее время к ним добавится еще «Весна священная» в постановке Вацлава Нижинского и с декорациями и костюмами Рериха. Этим балетом некогда открывался парижский Театр Елисейских полей (Le ThéÂtre des Champs Elysées), — замечает Андрис Лиепа и продолжает:

«Повторить «Русские сезоны» невозможно, поверьте мне! Но флёр того времени — это ощущение мы можем передать. Мне как идеологу проекта «Русские сезоны. XXI век», — добавляет Андрис Лиепа, — очень важно как-то осовременивать эти спектакли, не пытаясь оставить их в тех рамках, в которых они существовали. Потому что очень многое утеряно. Но то, что можно было сохранить, мы сохранили».


Скачать

Три дягилевских балета  — «Шопениана», «Половецкие пляски» и «Видение розы» — выбраны для гала-концерта памяти Мариса Лиепы, который состоится 30 ноября в московском Кремлевском дворце. Кроме того, вечер памяти легендарного артиста пройдет на сцене Большого театра, где он станцевал свои лучшие роли.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *