К 1 октября чиновников в руководстве госкомпаний должны заменить независимые директора. Об этом шла речь на совещании у президента. Дмитрий Медведев уверен: эффективность корпоративного управления в компаниях с госучастием во многом зависит от того, как работают советы директоров. Введение института независимых директоров, по мнению президента, сделает экономику России привлекательнее для инвесторов.
Случись еще месяцем ранее, эта встреча мало бы чем отличалась от совещания с правительством, ведь большинство членов кабинета министров по совместительству состояли в советах директоров крупнейших компаний с госучастием. Теперь, по указанию президента, почти всех их сменили независимые директора и профессиональные поверенные.
«Ситуация в этих компаниях влияет и на инвестиционную активность, и привлекательность нашей российской экономики, — считает президент России. — Поэтому очень многое будет зависеть от вас, от вашего профессионального опыта, от вашей деловой репутации. Цель — принятие соответствующего решения, вам хорошо известного. Это повышение прозрачности, управление эффективностью управления и, соответственно, как следствие, рост капитализации компаний, хотя, наверное, даже это не самое главное».
Выйти из совета директоров Медведев предписал чиновникам в конце марта в Магнитогорске. В оговоренный президентом срок — к 1 июля — министры и вице-премьеры уложились. К примеру, вице-премьер Сечин уже оставил пост главы совета директоров «Роснефти», министр транспорта Левитин покинул совет директоров «Шереметьева» и «Аэрофлота», а помощник президента Дворкович и глава Минэкономразвития Набиуллина не будут избираться в совет директоров Сбербанка. Впрочем, совсем безболезненно ротация не прошла.
«В отношении того, кто приходит на замену, это действительно большой вопрос, — продолжал Дмитрий Медведев. — Я тоже об этом думал, когда все решил поменять, потому что сама по себе идея абсолютно правильная, ни у кого сомнений не вызывает, но как только начинаешь вот эту колоду, так сказать, рассматривать, получается, что она, в общем, достаточно такая небольшая по размеру и плюс для самих обществ есть действительно некоторая проблема с ухудшением коммуникаций. Когда там сидят министры, очень легко сказать: «Так, ну, ты вот это вот сделай, вот это вот сделай», и, конечно, все это для компании, может быть, даже было бы проще, но проще не означает лучше. Поэтому все равно эту практику необходимо завершить и завершить в те сроки, о которых я сказал».
Независимые директора рассказывали президенту, что ограничивает их независимость. В идеале они должны принимать только те решения, которые выгодны компании. Но — как и в любом бизнесе — всегда есть риск. В случае неудачи акционеры, в том числе государство, могут привлечь директора к ответственности, в том числе уголовной. С другой стороны, компании предпочитают не судится — шансы возместить многомиллионные убытки личным состоянием независимого директора невелики.
«Исков нет, потому что нет страхования, — поясняет член наблюдательного совета ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Сергей Гуриев. — И сегодня если вы подадите иск против члена совета директоров, вы получите его имущество, если нет страхования».
«Некоторые из них, если уж по-честному сказать, довольно обеспеченные, — заметил глава государства. — Есть там десяток, другой людей, которым можно смело предъявлять иск, даже ориентируясь на его личное имущество».
Процедуру страхования ответственности, директора согласились, нужно разрабатывать. Ведь если он будет выполнять директиву правительства, то от чиновника будет неотличим. Но в конечном итоге все упирается в вопрос доверия.
«Член совета директоров, который нанят за большие деньги, вынужден следовать директиве, — заключил Дмитрий Медведев. — Ну, в лучшем случае она удачная, но чего там скрывать, бывают и не очень удачные государственные директивы, которые впоследствии приходится отменять, изменять. И это, что называется, «стрельба из пушки по воробьям». Если мы набираем квалифицированных членов совета директоров, надо им просто доверять, а не пытаться связывать им руки за спиной директивами. Значит, пусть они голосуют так, как считают правильным».
Сегодня доля компаний с госучастием в ВВП оценивается чуть ли не в 50%. В Германии для сравнения — 10%. Присутствие государства в российской экономике неминуемо будет снижаться. В плане приватизации до 2013 года — продажа 10 крупных пакетов госкомпаний.
Источник: ВЕСТИ
Комментарии