Пожалуй, впервые за десяток последних лет специалисты от геополитики, стоящие на позициях цивилизационного подхода к анализу мировых событий, ощутили реальное воплощение идей Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, утверждавших, что придет время, когда субъектами мировой политики станут не этносы и государства, а культурно-исторические типы, или цивилизации.
На китайском острове Хайнань собрались главы пяти государств, членов БРИКС. Казалось бы, рядовое событие: мало ли в мировом сообществе разного рода групп государств, объединенных общими интересами. Однако БРИКС, на мой взгляд, — нечто особое: это государства-матрицы мировых этнокультурных общностей, цивилизаций. И договоренности, достигнутые на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, — это конкретное начало переустройства миропорядка, прямой вызов претензиям глобальной финансовой элиты Запада на мировое господство при опоре на доллар и военную силу.
Давно ни для кого уже не секрет, что США за счет печатанья пустого (по сути, фальшивого) доллара и навязывания его в качестве мировой валюты, десятилетиями обеспечивали себе сытую жизнь и развитие. При этом подкармливали преданных союзников и сателлитов. Страны, которые после распада СССР пытались поводить самостоятельную политику и действовать вне рамок зоны действия американского доллара, подвергались мощному комплексному давлению, а «восставшие» против доллара – уничтожались. Президент Ирака Саддам Хуссейн, запретивший хождение американской валюты в стране и расчеты за нефть в долларах, был уничтожен вместе с государством, которое он возглавлял. Муаммар Каддафи запустил процесс продажи нефти и газа за золотой динар вместо доллара — и немедленно подвергся бомбардировкам. Иран, также отказавшийся от доллара, немедленно был взят американцами под прицел, и чтобы не подвергнуться военной агрессии, вынужден был смягчить свою антидолларовую позицию.
Однако что могут предпринять финансовые империи ротшильдов и рокфеллеров, опирающиеся на свою территориальную базу – Соединенные Штаты, против пяти крупнейших культурно-исторических общностей, представленных государствами, три из которых – ядерные державы, а две – пороговые, с общей численностью населения, достигающей без малого половины человечества? Силовые акции исключены, цветные революции затруднительны, организация финансово-экономического кризиса – дело хлопотное и малоприятное, поскольку бьет по своим.
Страны БРИКС обладают необходимыми ресурсами не только для выживания (в условиях нарастающего дефицита углеводородов, продовольствия, питьевой воды, электроэнергии), но и для динамичного развития, чего не скажешь о Европе и США. Перевод взаимного кредитования между государствами группы БРИКС на национальные валюты резко снижает их зависимость от США и вообще от Запада. И это лишь первый шаг, небольшая часть нового геополитического проекта. Заявление БРИКС по Ливии — пока лишь намек на политические «репрессии» против Запада, если он не прекратит свою силовую экспансию в восточном направлении. Товарищ Ху к тому же подверг критике администрацию США за нарушение прав человека в Америке и предупредил Вашингтон против вмешательства во внутренние дела КНР. Учитывая, что в США проживает более 13 миллионов китайцев, достаточно лояльных Пекину, это более чем серьезное предупреждение.
Если же говорить о последующих шагах «большой» пятерки, то прочитывается следующая логическая схема:
— развитие координации в политической, экономической, экологической и других сферах деятельности;
— вовлечение в БРИКС других стран, входящих в цивилизационную орбиту «пятерки» (Россия – страны СНГ, Бразилия – Латинская Америка, ЮАР – страны Африки, Китай – страны Юго-Восточной Азии, Индия – страны Южной Азии);
— подключение к БРИКС исламского мира, присоединение к «пятерке» исламских государств (Иран, Сирия, Малайзия, Турция);
— выработка и реализация консолидированных позиций по важнейшим международным проблемам;
— реорганизация универсальных международных организаций (например, представительство в СБ ООН по принципу постоянного членства мировых цивилизаций);
— создание общего рынка, зоны финансово-экономической координации;
— взаимные обязательства по безопасности;
— и другие.
Два процесса определяют сегодня направление геополитических сдвигов в мире. Первый – попытки сверстать любыми, даже самыми античеловеческими средствами однополярный миропорядок, где будут властвовать деньги и военная сила. Именно под такой миропорядок организуются кризисы, войны, голод и прочие напасти, чтобы через страдания больших масс людей привести человечество к необходимости создания мирового правительства, в котором «банковать» будут крупнейшие банкиры и финансовые империи.
Второй процесс – формирование альтернативного миропорядка, более сбалансированного и более справедливого; с другим, более естественным смыслом жизни, в гармонии с природой; другим типом экономики и финансовой системы; другой организацией общественной жизни и т.д. Поскольку отдельные государства и их правительства утратили возможность сопротивляться глобальному финансовому монстру, на арену борьбы за выживание человечества выходят мировые цивилизации, которые начинают координировать свои усилия, и БРИКС в этом ряду — одна из первых проб. Рядом стоит ШОС, и вполне возможно их слияние или тесное взаимодействие. Отмечу, что здесь мы имеем дело с процессом выхода на первые позиции в мировой политике и мировой экономике цивилизаций восточного типа, с совершенно отличными от западных духовно-нравственными ценностями, стандартами жизни, принципами социальной организации. И этот процесс неизбежен — в силу закономерностей геополитических изменений на планете.
Характерными чертами нового миропорядка должны стать: развитие нравственных начал в любом виде деятельности человека, менее эгоистичный, более коллективистский подход к решению глобальных и региональных проблем; рациональное отношение к природным ресурсам планеты; перенос центра тяжести в формировании человека с потребительских ориентаций на духовные и интеллектуальные ценности. Предпринимаемые ныне активные попытки навязать универсальную религию (с ее помощью проще строить однополярное миропространство) типа «нью эйдж» — не состоятся. Единство нового миропорядка будет строиться на «цветущем многообразии».
Успех процесса, запущенного на острове Хайнань, во многом будет зависеть от научно оформленных целей, замысла, концепции и стратегии. И это дело, прежде всего, науки геополитики. Китайские товарищи по примеру российской Академии геополитических проблем создали соответствующие структуры, придав им государственный характер. Есть мощные геополитические центры в Индии, интересна и геополитическая доктрина индийского государства. Для России развитие и наращивание геополитической мощи БРИКС жизненно важно не только для обретения самостоятельного международного статуса, но и сохранения своей государственности и территориальной целостности. Удачи, БРИКС!
Леонид Григорьевич ИВАШОВ — Президент академии геополитических проблем, профессор Московского государственного лингвистического университета
Источник — Фонд стратегической культуры
Комментарии