Энергетические концерны всего мира жаждут инвестировать свои деньги в российские проекты, утверждает Эдуард Штайнер в статье, публикуемой на сайте газеты Die Welt. Правда, пока не все альянсы с российскими партнерами заключаются гладко.
Автор упоминает в этой связи о проблемах, возникших при заключении многомиллиардной сделки между Роснефтью и ВР, против которой выступило российско-британское предприятие ТНК-ВР, заблокировавшее сделку в суде. «В настоящее время стороны торгуются за кулисами о возможных решениях», — пишет Die Welt. «ВР хочет и может договориться с ТНК-ВР». «Свадьба» между ВР и Роснефтью «должна стать началом новой волны зарубежных инвестиций в российский сырьевой сектор».
«Россия надеется получить ноу-хау и технологии, а также разделить риски с партнерами, — говорится в статье. — В обмен на это она дает иностранцам возможность увеличить объемы своих ресурсов».
Примеру ВР следуют и другие крупные концерны, такие как французский Total SA. Три недели назад он заключил соглашение о намерениях, предусматривающее приобретение 12-процентной доли в быстро растущем конкуренте «Газпрома», компании «Новатэк», за 4 млрд долларов. Планируется создание совместного производства сжиженного газа на полуострове Ямал, которым с 2018 года будут снабжаться Европа и США. Total получит 20% в данном проекте, «Новатэк» ожидает инвестиции в размере 20 млрд долларов.
Россия стоит перед вызовом: ей предстоит заменить истощающиеся запасы месторождений в Сибири и на Волге новыми, пишет автор. И в первую очередь речь идет об освоении Арктики.
«Как указывает московский экономист Максим Блант, иностранные компании уже осознали: чтобы гешефты в России были успешными, требуется российский государственный партнер, такой как «Роснефть», или — что еще лучше — друг Путина в качестве партнера, как в случае с «Новатэк», — подчеркивает автор. — Основным акционером растущего концерна «Новатэк» является Геннадий Тимченко. Этот мультимиллиардер знаком с Путиным по клубу дзюдо. Он также имеет долю в третьем по величине в мире предприятии по продаже нефти Gunvor, на который, по оценкам, приходится 15% экспорта нефти и 40% экспорта нефтепродуктов».
Свой проект готовят также «Газпром» и Shell. И в этом случае речь идет о полуострове Ямал, который Путин охарактеризовал как «столицу российского газа на ближайшие 30 лет». «Если на Ямале «Газпрому» партнер не так уж необходим, то в проекте газопровода «Южный поток» он ему нужен безусловно», — говорится в статье. Речь здесь идет не только о деньгах инвесторов, но и о том, чтобы Европа признала «Южный поток» в качестве приемлемого конкурента проекту Nabucco. «Частичным успехом в этом плане «Газпром» может считать тот факт, что компания Wintershall на прошлой неделе подписала договор о 15-процентном участии в этом проекте». В качестве следующего иностранного партнера рассматривается участие французской компании EdF.
России срочно нужны инвесторы, чтобы снова разогнать экономику после серьезного падения в период кризиса. «Не случайно Путин недавно призвал правительство сделать все, чтобы уже в скором времени объем зарубежных прямых инвестиций вырос до 60-70 млрд долларов в год», — указывает газета. В прошлом году они, по данным Росстата, составили всего 13,8 млрд.
Для этого Путин планирует отменить в новом законе ограничения для зарубежных концернов на пути к российским месторождениям, которые он сам в свое время ввел. В будущем иностранцы будут иметь право на 25-процентную долю в российских сырьевых концернах без специального на то разрешения — до сих пор разрешалось иметь лишь 10%.
«А к участию в освоении и добыче на крупных сибирских месторождениях Ковыкта и Чаянда, ресурсы которых оцениваются в общей сложности в 3,2 трлн кубометров газа, Россия только что пригласила японцев, — пишет в заключение автор. — Россия надеется, что Япония после ядерной катастрофы станет покупателем российского газа. Японцам, проживающим на зараженных радиацией территориях, было предложено перебраться в Восточную Сибирь».
Источник: Инопресса
Комментарии