«Для того, чтобы представить русское искусство здесь, необходим взгляд отсюда«,- утверждает хозяйка лондонской галереи «Calvert22», где 23 марта открылась выставка молодых российских художников.
Хозяйка галереи Calvert22, экс-петербурженка Нонна Матеркова убеждена еще в том, что «свежий взгляд со стороны необходим, чтобы разрушить негативные установки«.
«Безусловно, в отношении к России существует масса стереотипов, в том числе считают, что в стране не развита современная культура, – утверждает галерист. – Разумеется, знают Эрмитаж, Большой и Мариинский театры, и этим, пожалуй, все заканчивается. Конечно, для того чтобы российское современное искусство воспринималось на международном уровне, требуются немалое время и целенаправленная работа. Поэтому мы привлекаем к выставочной деятельности серьезных специалистов, которые приезжают в Россию, чтобы общаться с художниками«.
«Именно таким образом были приглашены в Лондон восемь российских авторов в возрасте от 22 до 36 лет«, – рассказал «Голосу России» куратор выставки Иосиф Бакштейн:
«Это те художники, которые уже стали известны в Москве и, на мой взгляд, входят в группу наиболее перспективных. Часть из них участвуют в программе «Старт», которая организована московским Центром современного искусства «Винзавод». А большинство учились в московском Институте проблем современного искусства. Мой британский коллега Дэвид Торп и Нонна Матеркова присутствовали на выставке выпускников этого института в декабре прошлого года. Их работы объединила тема сомнений, в которых пребывает художник: отвечает ли его творчество духу времени, в котором он живет?.. И вот многие участники выставки приглашены в лондонский проект, который называется «Практика повседневности«, – сказал Иосиф Бакштейн.
«Художникам важно понять окружающую их действительность, ее художественное осмысление, с их точки зрения, недостаточно. Молодые авторы пытаются анализировать, сопоставлять, поэтому всякое повседневное явление в их работах приобретает универсальный, общечеловеческий смысл и может быть вписано в контекст глобализированной культуры. В каждой работе прочитывается узнаваемая российская проблематика, визуальный же язык принадлежит интернациональной художественной сфере. Сочетание локального и глобального, местного и универсального – вот что их отличает«.
«Практика повседневности» российских художников ничем не регламентирована. В нее включены, например, скульптуры Сергея Огурцова, созданные из книжных страниц, перформансы Таус Махачевой, снятые на видеокамеру, инсталляция Арсения Жиляева, представляющая собой ностальгический интерьер советских времен. А еще – гигантский шерстяной носок, который связала Ольга Божко, размером со ствол старой березы и такой же, как ствол березы, раскраски.
Организаторы лондонской выставки определяют этот пласт российского арта не как доминирующее течение или «тренд», а как диалог с общемировыми тенденциями. Кстати, диалог продолжится летом этого года: одна из участниц выставки, фотохудожница Анна Титова, представит Россию в основном интернациональном проекте 54-й Венецианской биеннале.
Источник: Голос России
Комментарии