Театральный критик: «В России по-прежнему чрезвычайно сильна актерская школа. Тренд, связанный с традицией русского психологического театра, остается мощным»
В семнадцатый раз в Москве открывается Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» (28 февраля), который ежегодно подводит итоги сезона и отмечает премиями лучшие работы и лучших театральных деятелей. В этот раз жюри предстоит сделать выбор почти из ста спектаклей – это рекордное количество!
Победитель фестиваля в номинации «лучший зарубежный спектакль, показанный в России за прошедший год» по традиции становится известен уже накануне открытия «Золотой маски». Званием лауреата за 2010 год в этой номинации отмечен спектакль Драматического театра австрийского города Граца «Час, когда мы ничего не знали друг о друге». Постановку осуществил режиссер из Венгрии Виктор Бодо.
«В этом спектакле, который сделан как фантастический аттракцион, содержатся очень глубокие мысли. Работа Виктора Бодо – это мое самое сильное впечатление последних лет от театра, – призналась в интервью «Голосу России» известный московский театральный критик Марина Давыдова. — Перед нашими глазами все время проходит поток жизни, фрагменты реальности.
Вот идем мы, скажем, на работу и проходим мимо целующейся пары или плачущего в толпе человека, или какой-то перебранки. Мы же не являемся свидетелями начала и конца этих историй. Они попадают в поле нашего зрения как фрагменты реальности. Мы обычно отсекаем эти фрагменты, потому что в сюжете нашей жизни принципиальной роли они не играют. Но всегда являются чем-то важным в жизни других.
Всякий раз, когда мы это видим, мы накладываем на это привычные жанровые схемы: «Вот здесь, скорее всего, мелодрама, а здесь трагедия, а здесь какой-то фарс». Нам хочется даже сюжет собственной жизни уложить в какой-то жанр. А Виктор Бодо в своем спектакле показывает, что на самом деле жизнь не укладывается в рамки какого-либо жанра, и ее сюжет абсолютно непредсказуем.
Режиссер пытается через эту фрагментарную театральную реальность заставить нас увидеть реальность в каком-то новом свете, предлагает новую оптику, через которую мы видим саму жизнь. А собственно задача художника в этом и состоит – дать новый ракурс, через который мы что-то будем понимать про жизнь как таковую».
В последние годы «Золотая маска» приглашает много иностранных гостей – директоров фестивалей, продюсеров, критиков. Им адресован проект «Russian Case», цель которого, как пояснила Марина Давыдова, – представить картину современного российского театра специалистам со всего мира.
«Конечно, русский театр иностранцам представляется царством традиций, — замечает российский критик. — И хотя у нас за последнее время появилось много работ экспериментального театра, необычного, но в общем и целом мои западные коллеги часто говорят, что наш театр — «Old fashion» — немножко старомодный.
В этом есть и свои недостатки, и свои преимущества. В России по-прежнему чрезвычайно сильна театральная школа, актерская школа. Определенный тренд, связанный с традицией русского психологического театра, остается мощным. А что мы можем еще предложить? Именно мощную театральную школу и сильную психологическую традицию».
Лауреаты «Золотой маски» станут известны 15 апреля – в день закрытия фестиваля.
Источник: Голос России
Комментарии