Уральский город Пермь, реализуя свою программу, с которой он претендует на звание культурной столицы Европы, пригласил в качестве руководителя Театра оперы и балета дирижера Теодора Курентзиса – одного из самых модных, харизматичных, неординарных музыкантов поколения 30-летних. В качестве нового лидера театра он был представлен на пресс-конференции 2 февраля в Москве.
За 17 лет жизни в России Теодор Курентзис, грек по национальности, во-первых, получил блестящее образование в Петербургской консерватории в классе выдающегося педагога Ильи Мусина, у которого учились такие звезды, как Валерий Гергиев и Юрий Темирканов. Во-вторых, Курентзису доверили руководство одним из крупнейших театров России – Новосибирским оперным, или, как еще его называют, Большим театром Сибири. В-третьих, Теодора не раз приглашали и в московский Большой театр, и в лучшие концертные залы столицы, и на престижные зарубежные сцены. Кроме того, и это главное – Курентзис стал неформальным лидером своего поколения не только среди музыкантов, но и среди коллег других творческих профессий. Так что, можно сказать, отношения с Россией сложились.
«Я очень люблю Россию, – подтверждает музыкант. – Мне кажется, что Россия – это такая волшебная территория, где могут происходить чудеса. Лучшую часть моей жизни я прожил в России, и единственная причина, почему я нахожусь здесь, — это не условия жизни, как вы понимаете, а то, что я связан с культурой этой страны, которая имеет огромный потенциал. Увы, не всегда этот потенциал реализуется, не всегда правильные люди сидят на правильных местах«.
Пермский театр оперы и балета имеет 140-летнюю историю и репутацию «продвинутого», прогрессивного коллектива, не терпящего театральной рутины. Порою он даже шокирует свой смелостью: достаточно сказать, что это единственная труппа, которая отважилась представить публике оперу на сюжет Александра Солженицына из жизни заключенных сталинских лагерей. При этом коллектив работает по традиционному в России принципу репертуарного театра, когда спектакли, входящие в текущий репертуар, показываются по очереди. Теодор Курентзис намерен изменить этот принцип и ввести распространенную в мире систему stagionе — то есть показывать один спектакль несколько дней подряд, а затем давать ему «отдохнуть». Считается, что таким путем можно добиться гораздо более высокого исполнительского качества.
Руководство Пермской оперы вместе с Курентзисом мечтают сделать театр Меккой для современных композиторов и постановщиков. В числе первых проектов, намеченных дирижером на нынешний год, – постановка оперы «Носферату» российского композитора-авангардиста Дмитрия Курляндского. В ее оформлении будет участвовать знаменитый итальянский художник Яннис Кунеллис. А в дальнейшем планируется приглашение таких известных режиссеров, как итальянец Ромео Кастеллучи, россиянин Дмитрий Черняков.
«Сегодня оперный театр делится на две категории, – говорит Курентзис, – с большим бюджетом и маленьким. Первые делают очень большие вещи, другие тоже хотят мощные, но подешевле, – иронизирует Теодор. – А должен быть альтернативный голос в музыкальной жизни страны. Я встретил столько сложностей в начале своего пути, когда в Новосибирске чиновники хотели видеть подобие Большого или Мариинского театра. А кто будет ставить современную музыку? Барочную музыку? Кто будет делать сложные интеллектуальные прочтения? Консервативное искусство и традицию, естественно, нужно сохранять, но нужно и движение в будущее«.
Кстати, невиданный случай в практике российской культурной жизни: вместе с Теодором Курентзисом в Пермь из Сибири переезжает и созданный им оркестр Musica Aeterna, а кроме того, – музыканты из Берлина, Парижа, Амстердама… Они готовы в содружестве с пермскими коллегами формировать не только новый тип театра, новую музыкальную атмосферу города, они хотят создать нечто вроде творческой лаборатории, которая будет предлагать публике не конвейерную продукцию, а произведение ручной работы.
Теодор Курентзис начнет репетиции в старом здании Пермского театра оперы и балета, которому уже 130 лет. Но к 2015 году рядом с ним будет построен новый, современный оперный дом, в котором можно будет осуществить самые невероятные театральные проекты.
Источник: Голос России
Комментарии