В России стремительно меняется ситуация. Ее предопределяет атмосфера предвыборной борьбы. И здесь безопасность России четко и ясно продиктовала свои условия: иной альтернативы как всеобъемлющая модернизация страны на путях инновационного развития — нет!
Без структурных преобразований экономики, без технологической революции в ведущих отраслях промышленности, без перевооружения армии по последнему научно-техническому слову исторической перспективы у России — нет!
Здесь нужна смелость, решительность, здесь нужен «большой призыв» новых сил, новых людей, новых идей. Все это у России есть, но в задвинутом, дремлющем состоянии.
Президент Д.А. Медведев в своей программной статье «Россия, вперед!» дал мощный толчок к пробуждению России. Мы почувствовали свежесть, ясность и огромную убежденность в постановках стратегических задачах, которые нам совместно предстоит решать. Теперь стоит вопрос дела и только дела! И здесь предстоит проявить несгибаемую политическую волю в борьбе с апологетами прошлого, устаревшего, отжившего, разлагающегося.
Ниже я беру только один аспект. Он касается взглядов на взаимодействие страны с «внешним» миром в целях реализации намеченного, формирования геоэкономической стратегии России на мировой арене. Прошел год. Впереди новое Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию. Высветит ли оно эти проблемы? Великая надежда на это!
* * *
Российская интеллектуальная мысль в осознании современного мира и тенденций его развития [1] прошла путь от первых методологических новаций (объемно-пространственного анализа ситуаций — геогенезиса) до фундаментальной постановки вопроса сегодняшнего дня, который я бы сформулировал так: консолидация мировых ресурсов (интеллектуальных, финансовых, трудовых, сырьевых, производственных и др.) в целях национального развития — есть центральный вектор современной трансформации глобализирующегося мира. Все остальное подчиняется этому повороту в стратегическом мышлении элит. Как раз здесь заложена фундаментальная основа гармонизации международных отношений, здесь геополитические модели блекнут перед мощными геоэкономическими устремлениями участников общения на мировой арене, здесь раскрывается природа современной дипломатии — геоэкономическая. В России пришло понимание этого — на вооружение берется геоэкономическая парадигма развития.
1. Закат геополитики и ее «международного» мира.
То, что мир поменялся кардинально уже не секрет: мир вступил в эпоху глобальных трансформаций. Для осознания этого вносятся принципиально новые коррективы. Так, реальность перехода на глобальную модель мирового развития провозглашена Организацией Объединённых Наций призывом отказаться от геополитических (международных) взглядов на современный мир. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе на «Саммите тысячелетия» (6-8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) провозгласил: «Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг — основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами» [2].
Такая постановка вопроса своевременна и актуальна, ибо отображает реальный переход мирового сообщества на глобальную модель развития, где геоэкономика выступает в качестве центрального вектора и доминанты участия народов в совместном формировании и перераспределении мирового дохода, преодолении геополитических и геостратегических способов решения локальных и глобальных кризисных ситуаций и вызовов. В этой связи мировому сообществу предстоит приступить к преодолению традиционно устоявшихся воззрений на перспективы мирового развития.
Об этом же давно с настойчивостью дятла твердят ученые ведущих мировых школ геоэкономики и глобалистики. Среди них — российская (наряду с американской и итальянской). При различиях в подходах их объединяет одно:
Первое. Национальные интересы есть глобальные интересы и лежат они в плоскости освоения мирового геоэкономического пространства.
Второе. Реализация глобальных интересов идет на геоэкономическом атласе мира (ГАМ).
Третье. Цель оперирования на геоэкономическом атласе мира — прорыв к мировому доходу, его формированию и распределению.
Четвертое. Государства выступают в роли глобальных предпринимателей, делегируя реализацию своих интересов ударным транснациональным корпорациям стратегического статуса. Отсюда — меняется масштаб и формат коммерческих сделок.
Пятое. Конкурентная борьба пополняется новейшим арсеналом средств и приемов — высокими геоэкономическими и геофинасовыми технологиями.
Шестое. Успех в освоении геоэкономического пространства есть основание национальной безопасности.
Российская школа геоэкономики и глобалистики предпринимает неимоверные усилия с тем, чтобы российский истеблишмент (властная элита и большой бизнес) своевременно осознали неудержимый процесс глобализации, взаимосвязность и взаимозависимость в современном мире, его единство. Осознание этого предопределяет стратегическую повестку дня.
2. Стратегическая «повестка дня»
На повестку дня поставлен фундаментальный вопрос: как в сжатое по историческим меркам время совершить своего рода «стратегический маневр», который приведет «к превращению России в одного из глобальных лидеров» [3]. И здесь нельзя допустить стратегической ошибки: важно правильно выбрать 1) стержень и 2) центральный нерв прорыва. Безусловно, ими для России выступают 1) экономика; 2) «разбуженный» к творчеству человек.
Россия устала от геополитических и идеологических шарад, бесплодного витийства. Нужен «железный» прагматизм (маргиналы, жаждущие «железной руки» и «внешнеторговцы» старого «холодного» закала могут не волноваться — речь идет не о свалке истории) и реальная свобода и ценность творческого начала.
Почему экономика? История учит: тот, кто не умеет или не желает обустроить себя экономически, а в наше глобальное время — геоэкономически, тот обречен на нищету, голод [4], гибель, будь то страна, империя или отдельный человек.
Почему свободный человек? Та же история учит (наша история, не так далекая!): забитый, замордованный «труженик» продукцией из-под идеологической палки обрек страну на тотальную неконкурентоспособность.
Кардинальный отход от «конъюнктуры сегодняшнего дня» к стратегическому планированию своего развития просматривается по широкому кругу сфер как внутреннего, так и внешнего порядка. Последнее особо примечательно: задача по выходу России в глобальное лидерство предопределяет и сферу деятельности — внешнюю экономическую арену. А для этого нужна стратегия. Что заложить в ее основания? Какие современные тенденции предопределяют контур внешнеэкономического развития России? Россия дала на этот счет ясный ответ: «Остро встает вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей» (из Послания по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 1996 г.).
Исходя из этой государственно-доктринальной установки Россия реально приступила к освоению глобального геоэкономического пространства.
Важность всемерного усиления этого направления особо подчеркнута в документах высшего политического звучания: Россия выходит на арену «нового», качественно преображенного глобализацией мира: геоэкономического — кластерно-сетевого, геофинансового, геоинформационного. Для успешного оперирования России в глобализирующемся мире требуется:
а) адекватность внешней и внутренней среды: экономической (рыночной) и технологической (по форме и содержанию). Неадекватность есть вызов. Важнейшиме среди из них названы вызовы геоэкономический [5] и технологический. Эти вызовы взаимосвязаны. Среди основных и масштабных вызовов России был назван «вызов геоэкономический Россия должна эффективно действовать в геоэкономическом пространстве» (Политический доклад «План Путина — достойное будущее великой страны» на VIII съезде партии «Единая Россия», http://www.edinros.ru/news.html?id=124222).
б) Считать в качестве ключевой задачи и базового подхода по приоритетным направлениям развития страны в новом столетии: «разработку и принятие новой доктрины развития России в ХХI веке и разработку стратегического арсенала ее реализации, исходя из общих тенденций геоэкономического развития» (Совет Федерации РФ).
В России новое осознание мира вышло на самый высокий уровень управления и стратегического планирования. Так, министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко пишет: «Россия — страна с рыночной экономикой и российский рынок — составная часть глобального рынка. Интеграция России в новую мировую экономическую систему практически состоялась. К этому можно относиться различным образом, главное — не забывать, что интеграция стала реальностью. И эта реальность, с одной стороны, несет России ряд вызовов и проблем, а с другой — благоприятные возможности для позиционирования, возможности по праву занять достойное место в новом, динамичном мире. В мире, в котором соотношение политики и экономики существенно изменилось. Если раньше экономика нередко «расплачивалась» за политические амбиции, то сегодня политика, как правило, становиться на службу экономике. В XXI в. на смену геополитике идет геоэкономика (выд. нами — Э.К.), выдвигающая на передний план национальную конкурентоспособность. В геоэкономике решающими факторами являются емкость рынков и позиции на них, движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, экономические интеграционные и кооперационные связи» [6].
У России для ответов на вызовы история отвела очень мало времени. Необходимо успеть завершить стратегический манёвр огромного общенационального масштаба [7]. Вопрос стоит предельно жёстко: либо мы вновь ввяжемся в изматывающую геополитическую разборку «всех со всеми» и тем самым окончательно деформируем систему ВЭС, либо успеем уйти в геоэкономические горизонты развития, используя гигантские возможности «мирного!» внешнеэкономического взаимодействия с передовым инновационным комплексом в целях модернизации страны на базе взаимовыгодных инициатив, приоритетных социально значимых проектов, перевооружения армии по последнему техногенному слову. России, загнанной геополитиками на Север, нужна хозяйственная экспансия! Россия долгие годы пренебрегала этим (в отличие от глобальных игроков — Китай, США и др.), подменив ВЭС торговыми сделками. Наши безнадежно устаревшие «внешнеторговцы от геополитики», прижатые международниками к политической карте мира, не видят (не хотят видеть!) разницы между внешнеэкономической и торговой доктринами, и, в силу этого, до сих пор не признают мировые реалии и тенденции к трансграничности экономики и ее структур.
Но жизнь берет свое: наши ударные трансграничные финансово-промышленные группировки стратегического статуса реально осваивают геоэкономическое пространство. На повестке дня — доктринальное закрепление их деятельности в новой внешнеэкономической политики и стратегии, концепции национальной безопасности России, исходя из национальных интересов, геоэкономических приоритетов, что позволит демпфировать и гармонизировать ситуацию.
3. Российская фундаментальная наука
«высветила» стратегический путь развития России
Российская школа геоэкономики и глобалистики выдвинула и всесторонне обосновала фундаментальный принцип: «Поведение любой национальной экономики в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной, цивилизационной модели как высшей техногенной фазы мирового развития. Ни одна страна, находящаяся в геоэкономическом пространстве, не может избежать жесткого техногенного влияния. Она либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ), и тем самым имеет доступ к мировому доходу и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию, где она является подсистемой ИВЯ и ей отводится роль лишь обслуживания мировых воспроизводственных циклов, и, в конечном итоге, становится объектом геоэкономических войн» [8] .
Мир знает несколько моделей освоения мирового пространства. Одна из них — геополитическая — отображает безудержное стремление к расширению идеологического и силового влияния. Эта «холодная» модель отработала свои приёмы и инструментарий по реализации глобальных целей. Уже классической можно назвать, казалось бы канувшей в лету [9], американскую стратегическую оборонную инициативу (СОИ), ведущую к безудержному изнурению мира милитаризацией сознания, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности.
Россия, опираясь на фундаментальные разработки российской школы геоэкономики и глобалистики [10]. провозглашает другую модель освоения мирового пространства — российскую стратегическую геоэкономическую инициативу (РСГИ), взяв на вооружение (в качестве начальной фазы) энергетическую составляющую мирового развития. Эти две модели — СОИ и РСГИ — имеют принципиальную несхожесть.
4. Пример геоэкономического подхода (к вопросу созданию Единой мировой энергетики — ЭНЕРГОНЕТа)
Итак, весь мир заработал по новым целевым установкам: все основные глобальные игроки приступили к активному освоению мирового экономического пространства. Россия не исключение — она взяла на вооружение геоэкономическую доктрину развития и двинулась в геоэкономический поход.
Российский геоэкономический ход: энергетика в глобальном измерении
(основополагающие акценты энергетической безопасности)
Ниже делается попытка на примере энергетики развернуть логику формирования российской стратегической геоэкономической инициативы (РСГИ), исходя из геоэкономических реалий мирового развития и сделать ряд акцентов при выборе подходов к проблеме места и роли энергетической составляющей в сфере глобальной безопасности.
Осознав глобальные тенденции и неизбежность реального выхода мирового сообщества на геоэкономическую парадигму мирового развития, оттесняя геополитические и геостратегические способы решения проблем на вторые (второстепенные) роли, Россия смело взглянула на геоэкономический мир через призму энергетики. Об этом с полной наглядностью свидетельствует повестка дня на встрече лидеров «Восьмерки» в июле 2006 года в Санкт-Петербурге. Можно смело сказать, что этот саммит выступает как знаковое событие, и вот почему:
во-первых, впервые для такого уровня встречи в качестве центральной темы попала энергетика как геоэкономическая категория;
во-вторых, энергетика «схвачена» как мировая проблема первостепенного ранга, предопределяющая в долговременном плане политику и стратегию мирового развития;
и, в-третьих (что немаловажно для имиджа России как ответственного партнёра в решении узловых вопросов и проблем мирового развития), наша страна взяла на себя миссию обсудить эту проблему в период российского представительства в «Группе восьми».
Энергетическая сфера — ярчайший пример всеобщей тенденции к формированию сетевых систем и, прежде всего, в сфере мирохозяйственного общения. Энергетика изначально несет в себе сетевой принцип организации. Пример тому — позитивный опыт функционирования локальных (региональных) энергосистем. Этим предопределена объективная возможность, а в условиях глобализации и необходимость формирования единой мировой энергетической системы — ЭНЕРГОНЕТа по аналогии ИНТЕРНЕТа. Инновационный проект-программа ЭНЕРГОНЕТ — объединение в единое целое мировой сетевой энергетики (нефте-, газопроводы и маршруты, электросети, источники добычи и переработки, генерирующие предприятия, посредники и потребители энергии и т.д.).
Вывод: Энергетика реально определит безопасность и экономическое развитие мира при условии, если мировые лидеры провозгласят переход на геоэкономическую модель мирового развития и отринут геополитические (международные) воззрения на мирохозяйственную систему. В противном случае мировая энергетика станет ареной схватки государств за обладание энергетическими ресурсами, что неминуемо приведёт к глобальному взрыву.
Энергетику нельзя рассматривать вне контекста складывающейся мировой ситуации и здесь возникает первостепенный вопрос: каким образом энергетика вмонтирована в мирохозяйственную систему? При анализе этой проблемы чётко выявляется несопряжённость двух составляющих: формы, темпа (ритма) мировых воспроизводственных циклов и формы, темпов (ритма) функционирования мировой энергетики. Сейчас они неадекватны, работают в разнобой. Перед мировым сообществом во весь рост встала дилемма: либо энергетике становиться на стратегию «догоняющего» развития вослед мировым воспроизводственным циклам (что, безусловно, обнажит и усилит уже ярко проступившие негативные факторы агрессивного наступления на природу и экологию и как следствие — истощение невозобновляемых источников энергии), либо, наоборот, на снижение темпов и ритмов развития техногенной модели нашего мира. При этом следует учитывать, что гигантская доля энергетического сырья поглощается мировым военно-промышленным комплексом и вооружёнными силами, тем самым к техногенному изматыванию добавляется изматывание милитаризмом. Иными словами речь может пойти о преодолении мировым сообществом техногенного изматывания, «мании развития», бесконечного процесса срезания стабильно-функционирующих, еще жизнеспособных мирохозяйственных структур и замены их новейшими.
Вывод: Мировое сообщество начинает реально ощущать опасность и риски техногенных моделей цивилизационного развития, неутоляемой жажды новаций. Вплетение энергетики в бешеный темп и ритм этой неумолимой техногенной колесницы — опасность первого ранга. В связи с этим постепенно вырисовывается вопрос парадигмального плана: а не приступить ли к демонтажу ряда техногенно-индустриальных мировых очагов взрывного инновационного роста, тех очагов, которые, прежде всего, вплетены в остро милитаризированные сектора мировой экономики.
Неустойчивость современного мира в настоящее время предопределена отсутствием единого понимания глобальной роли и места энергетической составляющей в поддержании минимально необходимого энергетического баланса в мире. Формирование глобальной системы функционирования мировой энергетики на сетевом принципе — «ЭНЕРГОНЕТ» — снимает эту проблему. Как и ИНТЕРНЕТ мировая энергетическая сеть (ЭНЕРГОНЕТ) выступит фундаментальным стабилизирующим фактором, обеспечивающим право и возможность доступа в любой точке мира к единой мировой энергетической сети и на этой основе — гармонизацию мировых воспроизводственных процессов.
Вывод: ЭНЕРГОНЕТ выступает в форме мирового бизнес-проекта высокого инновационного плана, в разработке которого должны принять участие правительства заинтересованных стран мира. Техническое задание на разработку этого бизнес-проекта должно попасть под контроль мировых лидеров и независимых неправительственных структур (НПО).
Старовестфальская система жёсткого расчленения нашего мира становится тормозом мирового развития. Прокладка глобальных энергетических сетей постоянно наталкивается на бесконечную сетку административных (государственных) границ, геополитических амбиций, военно-стратегических приоритетов и т. д. «Непроницаемость» границ (или в лучшем случае «глухая» их проницаемость) ведёт к экономическому изматыванию и изнурению, заставляя энергетические системы бесконечно «петлять» в сетке государственных границ, обходя те или иные государства, регионы, нырять в море, уходить в горы, труднопроходимые тоннели и т. д. Такая же ситуация с выбором места строительства энергетических объектов, вокруг которых разгорается ожесточённая борьба амбиций, приоритетов, административного перетягивания и т. п. Зачастую строительство объектов вытесняется в зоны опасные для эксплуатации этих объектов (неблагоприятные сейсмические, геологические, инженерные и др. условия эксплуатации и т. д.). Такая ситуация в геоэкономическом плане не оправдана, к тому же частая смена геополитических ориентиров ведёт к прямой угрозе уничтожения с гигантским трудом реализованных энергетических систем.
Вывод: Представляется необходимым глобальную энергетическую сеть (ЭНЕРГОНЕТ) особо выделить в рамках всемирного мирового достояния с соответствующим институциональным оформлением функционирования, регулирования и ответственности за бесперебойную работу мировой энергетики.
Уже сейчас реально просматриваются механизмы создания ЭНЕРГОНЕТа. Успешное формирование и функционирование глобальной энергетической системы предполагает необходимость отображения её на геоэкономическом атласе мира (ГАМ) в форме энергетической «страницы» (в электронной версии). При этом энергетическая «страница» ГАМ включает в себя (послойно) все необходимые элементы энергетического воспроизводственного цикла (источники сырья, объекты переработки, коммуникации, источники потребления и др.). Это даст возможность постоянно держать в поле зрения всю мировую энергетическую сеть, своевременно реагировать на различные ситуации как локального, так и общего плана (в сфере потребления энергии, её перераспределения, реагирования на те или иные угрозы). При этом энергетическая «страница» должна постоянно соизмеряться (сверяется) путём наложения (совмещения) с другими страницами геоэкономического атласа мира. Это предопределит тесную корреляцию функционирования мировой энергетической сети с другими глобальными системами и, прежде всего, с мировыми интернационализированными воспроизводственными ядрами (ИВЯ).
Вывод: Разработка электронной версии энергетической «страницы» геоэкономического атласа мира — первостепенная задача создания единой мировой энергетической системы [11].
Согласование энергосистемы с ИВЯ открывает путь к отходу от застарелого представления роли сырьевых и энергетических ресурсов в мировом воспроизводственном балансе. Признание де-факто и де-юре сырьевой и энергетической составляющей в качестве участницы мирового воспроизводственного цикла (а, следовательно, полноправного участника в формировании мирового дохода в рамках ИВЯ), не только опрокидывает устоявшийся статус стран-поставщиков энергии как «сырьевых придатков» (или «хозяйственного двора»), но и обеспечивает участие этих стран в перераспределении мирового дохода, формируемого в рамках ИВЯ.
Вывод: Мировое сообщество должно расстаться с воззрениями на энергетические сырьевые источники и на страны ими обладающими как на «сырьевые придатки» мировых воспроизводственных циклов, признать роль энергетических ресурсов в качестве одного из главнейших участников формирования мирового дохода, претендующих на его долю.
Формирование глобальной энергетической сети предполагает внесение серьёзных корректив в процесс ценообразования на энергетическом рынке (Так, например, в рамках глобальной энергетической сети поставка газа должна осуществляться не только по ценовым мировым котировкам на газ, но и с учётом косвенных (сопутствующих) рынков: фармацевтического, косметического, продуктов тонкой химии и т. д.; огромную роль при этом играет экологическая составляющая, иными словами, речь идёт о газовой ренте в широком плане). Это должно найти отражение в договорах при заключении экспортно-импортных сделок.
Вывод: Доходы по сделкам, связанные с поставками энергоресурсов (как и других сырьевых статей) должны включать в себя доходы, связанные с функционированием всего спектра сопутствующих отраслей, производящих и реализующих товары на базе данного энергетического сырья.
В настоящий момент мир, вступивший после окончания «холодной войны» в эпоху геоэкономической парадигмы развития, в эпоху когда постиндустриализм как техногенная цивилизационная фаза предъявила невиданно гигантский спрос на сырьевые и энергетические ресурсы с целью бесперебойного поддержания бешенного темпа и ритма мировых воспроизводственных циклов (с гигантской долей военно-промышленного производства), мировое стратегическое равновесие во многом предопределено энергетической и сырьевой составляющей: мы являемся свидетелями разворачивающейся опасной схватки за мировые ресурсы. Во многом этот процесс развёртывается на евразийской платформе. После исчезновения СССР мир двинулся к поиску новой точки стратегического равновесия. Можно смело предположить, что энергетическая составляющая в Евразии предопределит стратегический баланс в современном глобальном мире. И Каспийский бассейн может сыграть определяющую роль. Именно сюда устремлены стратегические векторы основных игроков на мирохозяйственной арене.
Вывод: Энергетическая составляющая в формировании стратегических точек безопасного равновесия в глобальном мире выступает на евразийской платформе мирового развития в качестве первостепенной. Необходима разработка и принятие геоэкономической доктрины развития Прикаспийского региона, с наделением его «статусом ареала мирового роста».
Спонтанный, неуправляемый геоэкономический передел мира и, прежде всего, ресурсной и энергетической составляющей, создаёт взрывоопасную ситуацию — налицо «схватка за ресурсы». Процесс создания ЭНЕРГОНЕТа во многом нивелирует эту ситуацию. «Схватку за ресурсы» следует направить в договорной процесс — вычленение на энергетической странице ГАМ особых зон энергетической стабильности (ОЗЭС), от которых во многом зависит устойчивое функционирования мировой воспроизводственной системы.
Вывод: Не «схватка» за энергетические и сырьевые ресурсы и спонтанный, силовой геоэкономический передел мира, а направление этого процесса в договорное русло. Выделение «Зон энергетической ответственности» — магистральный путь гармоничного создания мировой энергетической системы.
По своей структуре глобальная энергетическая система распадается на замкнутые широтные геоэкономические пояса. Россия непосредственно примыкает к Северному широтному энергетическому поясу (СШЭП) и Южному широтному энергетическому поясу (ЮШЭП), которые закольцовывают в едином мировом энергетическом пространстве ареалы источников сырья, их переработки и транспортировки. Широтные энергетические пояса следует особо выделить, придать им статус мировых.
Вывод: Мировые широтные энергетические пояса должны получить теснейшую увязку с индустриальными широтными поясами (в частности с северным широтным индустриальным поясом) посредством системы меридиальных внешнеэкономических связей. Это во многом сбалансирует выход на мирохозяйственное равновесие системы «Север — ЮГ».
Для энергообеспечения депрессивных районов мира необходимо создать «Всемирный фонд энергетической безопасности». Источник его комплектования — сверхдоходы на рынке энергетического сырья. Помимо этого на повестке дня — создание мирового стратегического резерва энергоресурсов.
Вывод: Создание «Всемирного фонда энергетической безопасности» и «Мирового стратегического резерва энергоресурсов» — залог гармонизации энергообеспечения и развития, а также демпфера неритмичности и непредвиденных ситуаций (природных и техногенных катастроф, локальных обострений и т. п.).
После мировой трансформации 90-х годов прошлого столетия мир вступил в однородную фазу своего развития: практически все государства идут по рыночному пути развития. Этим предопределяются общие правила игры на мирохозяйственной арене — цены на энергоносители формирует мировой рынок. Различные отклонения от этого принципа могут приводить к серьёзнейшим коллизиям и неустойчивому функционированию энергетических сетей. Стремление народов к устойчивому энергообеспечению требует кардинального пересмотра подходов к ответственности за сбои в ритме энергообеспечения. С переходом на геоэкономическую модель мирового развития мощно заявила о себе новейшая геоэкономическая категория — система всемирных обязанностей (СВО), которая во многом нивелировала понятие «международного разделения труда». Включённость национальных экономик в глобальную систему открывает не только доступ к мировому доходу, но и обязывает участников мировых воспроизводственных циклов поддерживать бесперебойную их работу. Отклонения от этой заботы должны классифицироваться как геоэкономические преступления. Мир на пороге формирования геоэкономического трибунала, в поле зрения которого должны находиться не только симптомы развязывания геоэкономических войн, разработка мер по их предотвращению, но и меры воздействия на геоэкономических агрессоров: возмещение ущерба жертвам геоэкономического нападения, геоэкономическая контрибуция и т. д.
Вывод: Защита мировой энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТа) принимает первостепенное значение в условиях постоянных рецидивов геополитического мышления, когда экономика и финансы превращаются в мощное наступательное оружие, способное поставить на колени любую страну. Учреждение «Геоэкономического трибунала» как противоядия геоэкономическим войнам во многом обезопасит участников энергетического сообщества от геоэкономического нападения и повысит ответственность за развязывание геоэкономических войн (см. ниже).
Геоэкономический вектор национальных интересов требует своей защиты. Это особо актуально для энергетической составляющей по двум направлениям: 1) защита геоэкономической парадигмы от геополитических и других подмен. В последнее время всё громче звучат критические голоса огульного плана — попытка привить агрессивность здоровому геоэкономическому вектору мирового взаимодействия по освоению геоэкономического пространства. Апологеты геополитики постоянно подмешивают националистические нотки в процесс выхода национальной экономики на освоение зарубежной мирохозяйственной инфраструктуры.
Такие попытки очень опасны для России, ибо, во-первых, уводят Россию в сторону от общепринятых рыночных правил мировой хозяйственной игры, во-вторых, могут привести к созданию геополитических «кордонов» по периметру России и тем самым затруднить проницаемость для энергетических систем при выходе их во внешнюю сферу, в-третьих, ведут к нагнетанию геополитического психоза вокруг российских стратегических инициатив с попыткой их срыва; 2) формирование и реализация глобальных энергетических проектов предопределяет не только их совместное осуществление, но и их совместную защиту. Речь идёт о новой роли силовой компоненты, которая в условиях выхода мирового развития на геоэкономическую модель сращивается с экономической составляющей в рамках военно-экономического симбиоза. Отсюда важно уже на стадии начала деловых переговоров по реализации масштабных бизнес-проектов подключать и силовые структуры (т. е. садиться за общий стол переговоров). Расходы по защите энергетических проектов должны включаться в общую смету по их реализации. Сейчас же наблюдается опасный разрыв между экономической и силовой компонентами при выходе в мировую экономическую систему. Направленность геоэкономических и силовых векторов должна быть совмещённой.
Специфика мировых энергетических потоков и сетей (их протяжённость, смена климатических условий, сложность и разнообразие рельефа, открытость доступа и др.) накладывает особый отпечаток на стиль, методы и формирование защиты мировых энергетических сетей. Особо это относится к защите узловых энергетических точек, где удар по одной из них вызывает мгновенное распространение деформации на гигантские участки сетей (принцип «падающего домино»). Вот почему актуальна проблема формирования Совместных сил быстрого геоэкономического реагирования, способных держать под контролем наиболее критические, узловые объекты мировой энергетической системы, а также особо важные энергомагистрали (газо-, нефте-, продуктопроводы, высоковольтные линии электропередач).
Вывод: На повестке дня — создание совместных «Сил быстрого геоэкономического реагирования», которые выстраиваются в новом формате военно-экономического симбиоза.
Энергетические компании мира сейчас во многом предопределяют стратегическую повестку дня. По своей экономической мощи и политическому влиянию они уже превосходят многие страны мира, в т. ч. и некоторые развитые. Следует закрепить за этими структурами стратегический статус мировых жизнеобеспечивающих корпораций, наделить их представительством в ООН, а в самих структурах открыть представительства заинтересованных стран. Назрела необходимость провести инвентаризацию основных игроков на мировом энергетическом поле, а также проинвентаризировать всю систему энергетических объектов и субъектов, способных эффективно поддерживать мировой энергетический баланс и внести его в мировой энергореестр.
Вывод: Мировые энергетические корпорации, которые предопределяют вектор мирового устойчивого развития и энергетическую безопасность мира должны быть наделены не только высокой мерой ответственности за свою деятельность, но и выведены на более высокий уровень своей значимости в мировых делах, с наделением широких полномочий и представительства в международных институтах. Российские энергетические корпорации должны войти в реестр мировых стратегических компаний.
Формирование единой глобальной энергетической системы ЭНЕРГОНЕТ предопределяет новый подход к формированию мирохозяйственной конъюнктуры: 1) свободный доступ на мировой рынок энергетических объектов (товар-предприятий, товар-программ); 2) развитие внешнеэкономических связей в сфере энергетики предполагает основной акцент не только на экспортно-импортных операциях энергетических статей, но и на расширении хозяйственного ареала вне национальных рамок, что закладывает основу постоянного инновационного преобразования энергетической инфраструктуры на основе здоровой рыночной конкуренции.
Вывод: Постоянное расширение на инновационной основе ареалов хозяйствования энергетических структур за национальными рамками ведёт к постоянному обновлению мировой энергоструктуры, а широкое включение объектов энергосистемы в мировой товарооборот выступает в качестве базового в создании высококонкурентной рыночной среды в сфере энергетики.
Следует готовиться к возможному коллапсу в области мировых цен и, прежде всего, на мировом рынке энергетического сырья. Сейчас эта проблема кажется гипотетической. Но схватка за ресурсы: 1) открывает доступ к поиску альтернативных источников энергии и при современном уровне развития фундаментальной науки они не заставят себя ждать; 2) может обнажить проблему гигантской разницы между издержками и ценами на сырьевые ресурсы (мир искусственно накачивается энергоденьгами). Мировую стабильность и равновесие поджидает опасность высокого ранга — цены на энергоносители в любой момент могут приблизиться к мировым издержкам. Во избежание взрыва страстей вокруг энергоресурсов, перегрева мировой экономики энергоденьгами, всплеска череды геоэкономических войн с возможностью их перелива в горячие войны, следует пересмотреть роль ОПЕК на формирование мировых цен на энергоресурсы, — искусственный «подогрев» конъюнктуры не бесконечен. В этой ситуации в целях удержания безопасной энергетической ситуации речь может пойти о возможном выведении из юрисдикции суверенных государств месторождений тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а общую глобальную, геоэкономическую стабильность. Не исключено, что к таким ресурсам могут быть отнесены: газ, нефть, алюминий, никель, титан, молибден, магний, хром, бентонит, ртуть, золото, уран, лантаниды и др. Объявление этих ресурсов «интернациональными» (т. е. всемирным достоянием) может привести к совершенно новой стратегической конъюнктуре и как следствие — новой расстановке сил на мировой арене.
Вывод: Мировое сообщество должно быть готово к взрыву цен на энергоносители и, как следствие, к возможному радикальному пересмотру взглядов на источники энергетических и других ресурсов: речь может пойти о ситуации выведения из юрисдикции суверенных государств тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а глобальную, геоэкономическую стабильность, переведения их в разряд «всемирного достояния».
Действия основных игроков на энергетическом поле не должны выходить за рамки права. Предстоит устранить огромную «пробельность» международных правовых норм, связанную с регулированием деятельности наднациональных (транснационализированных) хозяйствующих структур. Речь идёт о формировании основ геоэкономического права. Особое значение следует придать стандартизации и унификации в рамках единой энергетической системы. Это откроет путь к модульному обустройству мировой энергетики.
Вывод: Формирование и юридическое закрепление статуса всемирной энергетической системы должно проходить в рамках правового обеспечения функционирования глобальной геоэкономической системы. На повестке дня — формирование основ геоэкономического права.
Мир вступил в фазу экономизации политики. Это даёт совершенно новую окраску роли внешнеполитическим и военно-стратегическим структурам. Неизмерима ответственность этих структур за формирование равновесной мировой геоэкономической системы. Формирование глобальной энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТ) выводит внешнеполитические ведомства на качественно новый уровень ответственности: они должны нарастить свои ведомства адекватными структурами.
Вывод: Мировая дипломатия должна кардинальным образом поменять свои приоритеты: с неудержимым процессом экономизации политики должно уйти в прошлое геополитическое мышление дипломатического корпуса, в рамках которого энергоресурсы мыслятся как милитаризированный ресурс для реализации геополитических имперских амбиций. Принятие геоэкономической доктрины национального развития кардинальным образом снимает эту проблему — мир вступает в эпоху геоэкономических договорённостей при решении любых проблем и дипломатические службы несут прямую ответственность за состояние дел в этой сфере. Для внешнеполитических ведомств геоэкономика должна стать первостепенным иностранным делом.
Заключительные аккорды
Таким образом, Россия смело берёт на вооружение геоэкономическую парадигму мирового развития, начало и основания которой разработаны российской школой геоэкономики и глобалистики. Геоэкономическая парадигма развития, заложившая основы российской школы геоэкономики в своей относительно завершённой форме сложилась ещё в 1994-1997 годах [12] . В последующие годы она вышла на страницы многочисленных научных журналов, монографий, учебников, словарей. В настоящее время геоэкономическая доктрина национального развития находит реальное воплощение: Россия сделала свой окончательный выбор — в качестве национальной стратегии развития Россия выбрала стратегию геоэкономическую и двинулась в геоэкономический поход.
История учит: тот кто (будь то отдельный человек, структура, страна, интеграционная группировка, империя или цивилизация) не желает, не умеет или не способен обустроить себя экономически (а в современную эпоху — геоэкономически), тот обречен на поражение. И это не «экономцентризм» как любят «подмечать» снобы от политологии вкупе с философствующими геополитиками, застрявшие в трясине исторических обид и разборок, с их выискиванием противоречий, угроз, опасностей, врагов, захламляющие сознание мифами, идеологиями, абстрактно-идеальными галлюцинациями, уводящие от реальности, прагматики, повседневности и, в конечном итоге, подрывающие жизнеутверждающие начала человека. Заполитизированность экономики, образования, науки — бич, летаргия! Настало время «проветрить» эти сферы! Без этого мы «не разбудим» делового человека!
На повестке дня — стратегическая практика: геоэкономическая модель прорыва к мировому доходу (экономизация политики и выход на геоэкономическую дипломатию). Реализация государственно-доктринальных установок по модернизации России и переводу ее на инновационный путь развития сопряжены с коренным пересмотром взглядов на «внешнюю» сферу. Россия «переводит стрелки» на геоэкономическую дипломатию.
Причина: Стратегическая пауза, открывшаяся с момента завершения «холодной войны», неумолимо тает. Необходимо до 2020 года завершить «стратегический маневр» исторического масштаба. Для этого предстоит трансформировать внешнеполитическую, внешнеэкономическую и военно-стратегическую деятельность в геоэкономическом ключе по узловым («болевым») точкам в этих сферах.
Цель: «связать» геоэкономическим путем негативные тенденции в вышеуказанных сферах; обеспечить перераспределение мирового дохода в пользу России с использованием «чужих» ресурсов, консолидированных на интернационализированной основе.
Задача: научиться эффективно оперировать в геоэкономическом пространстве на базе использования высоких геоэкономических и геофинансовых технологий.
Механизмы: институциализация геоэкономической сферы: создание реестра «ударных» трансграничных группировок. Эти структуры выстраиваются по типу «холдинг-кластера» частно-государственного типа с гибкими внутренними и внешними взаимосвязями между его участниками. Конфигурация холдинга меняется в зависимости от масштаба и специфики реализуемых проектов.
Стратегия: формирование мирового геоэкономического пространства России (национального геоэкономического атласа), выбор сугубо приоритетных и наиболее действенных мировых ареалов, где просматривается реальное достижение стратегических результатов. Центральный приоритет — ближние горизонты: постсоветское пространство.
Конкретный инструментарий. По каждому из вышеприведенных геоэкономических стратегических устремлений России следует отобрать сугубо реальные и прорывные проекты (по каждому эпицентру — 3-4 проекта) и приступить к каждодневной практической их проработке на двусторонней, а также (где это возможно) на многосторонней основе с созданием консорциумов по их реализации, с включением в них структур по всему воспроизводственному циклу осуществления проектов. Особое звено — кредитно-финансовая и банковская составляющая консорциумов.
Российский глобальный проект «Геоэкономика: российский энергетический ход» формируется как многовекторная энергетическая стратегия России, в основе которой поиск равновесной энергетической платформы, направленной на гармонизацию в трёх плоскостях: 1) придать энергетическим ресурсам статус признанного участника мировых воспроизводственных циклов; 2) сформировать гибкую систему перелива энергии в любую точку планеты; 3) приглушить вселенские геополитические игры, где разыгрывание энергетических карт может дорого обойтись мировому сообществу.
Есть надежда, что в поле зрения Послании Президента, на наш взгляд, должно попасть следующее [13]:
1. Вялость и инфантильность наших действий на внешней хозяйственной арене. Глобальные игроки приступили к геоэкономическому преобразованию мира. Фактически без России. Причина: наша инерция мышления времен «холодной войны»; подмена геоэкономики геополитическими и псевдо-патриотическими изысками с поиском врагов и избыточной милитаризацией сознания. Это обессиливает Россию.
2. Разразившийся финансово-экономический кризис высветил фазовые конфигурации нынешнего этапа геоэкономического преобразования мира: энергетическая фаза — технологическая фаза — институциональная фаза — гуманитарная фаза — военно-стратегическая фаза. Россия должна включиться во все фазы преобразования на основе тесного взаимодействия с мировыми геоэкономическими игроками.
3. Слабая рефлексия на глобальные вызовы. Предупреждения научного сообщества о начале геоэкономического обустройства мира («Геоэкономический вызов России», 1995 г.) проигнорированы. Та же ситуация с установками государственно-доктринального плана. Так, не получила развития стратегическая установка «Послания Президента РФ Федеральному собранию» 1996 года о «разработке и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей». Фактически выведены «за скобки» установки VIII съезда партии «Единая Россия» о необходимости «научиться эффективно действовать в геоэкономическом пространстве» («План Путина — достойное будущее великой страны», 2007 г.). Отсутствует идея геоэкономической экспансии (в здоровом ее понимании, при наличии российских национальных интересов, далеко вынесенных за национальные границы). Не найдена приемлемая для России форма геоэкономических действий (стратегия) и не создана соответствующая институциональная база.
4. В стране отсутствуют геоэкономические институты. Назрела необходимость формирования Геоэкономического комитета; Федеральной геоэкономической академии; Геоэкономического научно-аналитического центра стратегического планирования. Наиболее приемлемая их форма — частно-государственное партнерство с инвестициям на выполнение прорывных проблемных исследований по всему исследовательскому циклу. На повестке дня — создание реестра «ударных» российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, которым государство делегирует реализацию геоэкономических интересов, а также Сил быстрого геоэкономического реагирования (возможно на совместной основе) по обеспечению безопасности в реализации совместных глобальных, региональных и др. проектов (программ) и защите геоэкономических объектов при их эксплуатации.
5. Идея модернизации не увязана с геоэкономическими векторами. Геоэкономическая цель — прорыв к мировому доходу в сочетании с оптимальной консолидацией национальных и мировых ресурсов, — очень слабо воспринимается бизнес-сообществом. Геоэкономические ресурсы, имеющиеся в распоряжении России, распылены. Комплекс геоэкономических задач по развитию приоритетных высокотехнологичных и взаимоувязанных между собой ядер (ядерная энергетика, аэрокосмическая отрасль, био- и нанотехнологии, инфраструктурная инженерия и др.) не сформирован.
6. Слабо формируются геоэкономические территориально-промышленные сетевые кластеры Большого Урала, Сибири и Дальнего Востока. Идет постоянное запаздывание в определении и содержательном наполнении геоэкономических векторов (СНГ, Арктический регион, Тихоокеанский ареал «мирового роста»).
7. Необходимо в сжатые сроки принять Геоэкономическу доктрину и стратегию ее реализации! Объективно обусловлено формирование тех частей российской геоэкономической доктрины (например, американского, китайского, западно-европейского и др. векторов), которые нейтрализуют экономическую экспансию основных глобальных игроков путем достижения баланса геоэкономических интересов. Здесь основным содержанием должны выступить российские инициативы и проекты инфраструктурного развития важных как для России, так и для ее глобальных партнеров элементов геоэкономического ландшафта.
8. Но на пути к новому, геоэкономическому взгляду на внешний мир встают вопросы — наболевшие, злободневные вопросы. России как воздух нужна геоэкономичнская доктрина национального развития! Нельзя претендовать на лидирующие позиции в мире, игнорируя центральные тенденции мирового развития! Маргиналы от автаркии и замкнутости (а этим сейчас пробавляются апологеты старорежимной микояновско -патоличевской выучки, просочившиеся во все поры внешнеэкономических и образовательных структур, и там свившие себе гнезда) утянут нас в старое болото! Реально начали осваивать геоэкономическое пространство, а «тылы» не готовим: где в университетах факультеты и кафедры геоэкономики и глобалистики? До каких пор юношеству будут вдалбливаться зады старых — «международных» — школ по учебникам 60-70 годов минувшего столетия, приучая к ненависти ко всему «внешнему», готовя из экономистов «недозрелых» геополитиков-международников? Как можно в будущем посадить их за стол переговоров с партерами, если за «пазухой сознания» они держатся за рукоятку ножа? И это при том, что впереди непочатый край работы по реализации грандиозной программы модернизации экономики и переводу страны на инновационные рельсы развития! Если мы сейчас в университетах идеологически «ошпариваем» сознание молодого поколения «холодными» догмами прошлого, то сколько еще потребуется десятилетий для налаживания взаимодействия с авангардным мировым инновационным комплексом, чтобы не на словах, а на деле преобразить страну, ее экономическую структуру? И кто из ведущих зарубежных специалистов, будучи в здравом уме и твердой памяти, рискнет прибыть в нашу страну, где ему не понятно куда он едет — в Советский Союз, обещавший «закопать капитализм», или в обновившуюся Россию, покончившую с этими «намерениями»?
* * *
Все эти вопросы не для досужего всплеска размышлений о траекториях развития! Их нужно решать и решать незамедлительно! Впереди Послание Президента России Д.А Медведева. Теплится надежда, что тот запал энергии и мужества, который как яркая вспышка прозвучал в статье Президента «Россия, вперед!» позволит многое преодолеть и, в том числе, ситуацию, сложившуюся в сфере воззрений на «внешний» мир: России нужна внешнеполитическая доктрина — геоэкономическая! [14] .
И это все при том, что сформировалась и получила мировое признание российская школа геоэкономики и глобалистики! Нужны геоэкономические инициативы, программы, проекты! и они у нас уже есть. Примером может служить создание Рабочей группы «Геоэкономика и инфраструктурные проекты» в Государственной думе. Нам как воздух нужна геоэкономическая экспансия (в ее здоровом понимании!), опережающее движение к новой точке стратегического равновесия мира. И это не наша прихоть, так устроен современный мир и мы хотим (и должны!) играть по его правилам!
* * *
Началось реальное освоение Россией мирового экономического пространства и в качестве первого шага взята энергетика [15], а далее открываются широкие инновационные перспективы [16]: миру предлагается равновесная модель освоения мирового экономического пространства где выигрывают все, находя логическую обоснованность достижения своих национальных интересов, где нет победителей, а успех каждого есть выигрыш всех.
Здоровая конкуренция на мировом геоэкономическом поле за перераспределение мирового дохода, выход к ареалам мирового роста на основе баланса геоэкономических интересов, преображение национальной хозяйственной структуры и инфраструктуры на базе инновационного кластерно-сетевого подхода и т.д. — залог выхода России на передовые позиции конкурентоспособности (Практическая программа действий в этом направлении изложена в работе: Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: научно-аналитический доклад. / Байдаков М.Ю., Конина Н.Ю., Кочетов Э.Г., Сапир Е.В.,. Сельцовский В.Л, Столярова Н.С., Фролова Е.Д. Под науч. ред. Э.Г. Кочетова; Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. М.: Книга и бизнес, 2010. 388 с.).
___________________
© Кочетов Э.Г., 2010;
[1] В этом плане на передовые позиции выходят ведущие университеты мира, где формируются интеллектуальные прорывные заделы. В России эту высокую планку стараются держать МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, ФУ, РАГС и др. Так, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова уже устойчивой традицией стали встречи ведущих ученых, на которых поднимаются самые актуальные проблемы развития современной мирохозяйственной системы и даются научно выверенные рекомендации по поднимаемым вопросам (см.: Россия и международные экономические организации» / Под науч. ред. проф. д.э.н. М.Н. Осьмовой. — М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, ТЕИС, 1999; Глобализация мирового хозяйства и место России / Отв. ред. В.П. Колесов, М.Н. Осьмова. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000; Глобализация мировой экономике и место России / Отв. ред. д.э.н., проф. М.Н. Осьмова. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2002; Международная конкурентоспособность России / Под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. — М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, ТЕИС, 2004; Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2004 и др.
[2] Аннан Кофи. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Безопасность Евразии, 2000, N 1.
[3] Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов (Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации), С. 326.
[4] Каждый пятый житель России периодически недоедает. Такие данные представила исследовательская компания Gallup. Согласно исследованию Россия вошла в число десяти самых недоедающих стран мира (Камерун, Нигерия, Гана, Пакистан, Филиппины, Перу, Боливия, Гватемала, Мексика, Россия.) http://news.mail.ru/sosiety/2115724/
[5] Российская научная мысль была готова к такому повороту событий. Еще в 1995 году был поставлен вопрос о сути геоэкономический вызова и его природе (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический вызов России // Россия и современный мир, ИНИОН РАН, N 4, 1995. Эта статья для российской школы геоэкономики и глобалистики имеет знаковый характер. Через 12 лет после ее опубликования, идеи, заложенные в статье, были востребованы на самом высоком доктринально-государственном уровне: в политическом докладе «План Путина — достойное будущее великой страны» на VIII съезде партии «Единая Россия» среди основных и масштабных вызовов России был назван «вызов геоэкономический» и «Россия должна эффективно действовать в геоэкономическом пространстве» (см.http://www.edinros.ru/news.html?id=124222).
[6] Ведомости. 2006. 6 февраля.
[7] Суть стратегического маневра подробно рассмотрена в статье: см.: Эрнест Кочетов. Стратегический маневр (технология национального прорыва в единой доктринальной сборке) // Безопасность Евразии, 2004, N 3;
[8] Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. — М.: Норма, 2006. — 528 с., — С. 348.
[9] Идеологи геополитики вновь оживились, вновь вытащили на свет жупел ядерного уничтожения, страха, нагнетания истерии и, в конечном счёте, возвращения мира на рельсы «холодной войны» (см. статью из американского журнала Foreign Affairs об американской ядерной монополии, «Ведомости», 22 марта 2006 года).
[10] О геоэкономической парадигме мирового развития см. работы автора: Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс — истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. М.: ОАО Издательская группа «ПРОГРЕСС», 2001; Глобалистика: теория, методология, практика. М.: Норма, 2002; Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 1999, 2002, НОРМА, 2006, 2010; Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий новелл. — Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006; Геоэкономический атлас мира: Новейшая конфигурация глобального пространства // Общество и экономика. 1999. N 7-8; Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении (вопросы теории, методологии и прикладные аспекты стратегии «нелобового противоборства»: геоэкономическое противодействие в условиях глобальных трансформаций) // Безопасность Евразии. 2004. N 4; Глобалистика. Программа учебного курса // Безопасность Евразии. 2003. N 3; России нужна внешнеполитическая доктрина — геоэкономическая! // Информационно-аналитическй портал, www.viperson.ru, 02.06.2010 и др.
[11] Общая концептуальная основа наполнения и этапность формирование геоэкономического атласа мира разработаны российской школой геоэкономики.
[12] Наиболее полное её изложение отражено в следующих работах автора: Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. N 11; К вопросу о технологии функционирования национальной экономики на мирохозяйственной арене // Проблемы прогнозирования. 1994. N 6; Changing Russia in Search of a New Foreign Economic Doctrine and Strategy // Financial and Business News. 1994. N 51(179) December; Национальная внешнеэкономическая доктрина и стратегия (фундаментальные истоки и принципы построения) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. N 4, 5; Система международных хозяйственных связей: геоэкономическая макромодель // США: экономика, политика, идеология. 1995. N 4; Геоэкономический вызов России / «Россия и современный мир». М.: ИНИОН. 1995. N 4; Перераспределить мировой доход (новая геоэкономическая политика против пассивной торговой доктрины) // Независимая газета. 18.04.96; Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины. М.: Московский общественный фонд, 1997. В дальнейшем предложенная автором геоэкономическая парадигма вышла на многочисленные страницы изданий по геоэкономике, глобалистике (монографии, учебники, словари). Мощную поддержку геоэкономическая доктрина автора получила со стороны Российская академия наук (см.: Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ КОМПЛЕКС И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ. Часть I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. М.: МГФ «Знание», 2003. С. 19-90.)
[13] Частично мы уже выдвигали ряд предложений из нижеприведенных, но считаем нужным вновь вернуться к ним (см.: Эрнест Кочетов. Геоэкономика и стратегия России (письмо-отклик на статью Президента России Д.А. Медведева `Россия, вперед!`) //www.viperson.ru, 15.09.2009).
[14] Более подробно по этой теме автор высказался в статьях, опубликованных в 2009-2010 гг. на Информационно-аналитическом портале, www.viperson.ru: России нужна внешнеполитическая доктрина — геоэкономическая!; Геоэкономика и стратегия России (письмо-отклик на статью Президента России Д.А. Медведева `Россия, вперед!`); Россия перешла через поворотный пункт воззрений на свою судьбу: Президент Д. Медведев выводит на авансцену истории `новых людей` — людей нового `покроя`!; Реализуя программные установки Послания Президента России Д.А. Медведева. Статья первая.; ГИРИ РОССИИ. За окном XXI век, век геоэкономический. Россия — дома, плохо ходит, мешают гири, гири прошлого — геополитические. Слово за Президентом, ждем Послание!; Президентское послание: Геоэкономика, стратегия России — наши предложения и их аргументация (К выходу в свет статьи Президента Д.А. Медведева `Россия, вперед!`); ВЭС РОССИИ: КАК СЛОМАТЬ ОТЖИВШИЕ ИНСТИТУТЫ? (внешнеэкономические институты России как тормоз ее развития в свете Послания Президента Д.А.Медведева); Здоровые силы нации сказали свое слово: Россия и мир через призму гуманитарной космологии — Послание Президента Д. Медведева тому свидетель!; Год 2009-й! Послание Президента! Философия нового российского рывка как попытка вырвать Россию из средневековья и отменить `крепостное право` — от 1861 года мы не ушли далеко! и др.
[15] Кочетов Э.Г. Энергетика в поле зрения мировых лидеров (основополагающие акценты энергетической безопасности) http://aquilon.intelligent.ru/text/200602211247.htm).
[16] Эрнест Кочетов: Принципы построения стратегии внешнеэкономического развития России до 2050 года (геоэкономический подход: базовые акценты и основания научно-концептуального и государственно-доктринального плана ) Статья первая. // Информационно-аналитическй портал, www.viperson.ru, 18.03.2009; его же: Принципы построения стратегии внешнеэкономического развития России до 2050 года (геоэкономический подход: базовые акценты и основания научно-концептуального и государственно-доктринального плана). Статья вторая. // Информационно-аналитическй портал, www.viperson.ru, 30.03.2009; его же: Посткризисный мир: опорные тенденции глобальных перемен и Россия — интеллектуальные геоэкономические заделы (программа действий) // Безопасность Евразии, 2009, N 3.
Кочетов Эрнест Георгиевич — Президент общественной академии наук
геоэкономики и глобалистики, академик РАЕН, доктор экономических наук.
Источник: VIPPerson
Комментарии