Новая жизнь раритетов. 60-летие отмечает одно из важнейших подразделений Российской национальной библиотеки — Федеральный центр консервации фондов.

Здесь ежедневно спасают от разрушения тысячи печатных и рукописных шедевров. Старинные книги специалисты реставрируют как вручную, так и при помощи современных технологий.

Один из «пациентов» этой реставрационной «клиники» — Евангелие XIV века. Специалисты уже поставили ему диагноз. По этим пятнам понятно, что на многие страницы пролили лампадное масло. Оно создает на поверхности листа жирный слой, который плохо очищается и не дает материалу дышать. Из-за этого он становится очень ломким. Финальная глава вообще подверглась термическому воздействию, возможно, книга даже горела: края листов сильно разрушены. Специалистам предстоит долгая и кропотливая работа.

Глаз-алмаз — для драгоценных рукописей. В Торе XI века каждая строчка на вес золота. Металл, положенный тончайшим слоем, служил украшением страницы и разделителем между словами. Но для специалистов это как вековая пыль в глаза — книгу они насквозь видят. «Здесь есть такие грязевые затертости. Лист шершавый, поэтому он на себя берет всю грязь», — поясняет реставратор.

Здесь имеют дело еще с прадедушкой бумаги — пергаменом (кожей животного, выделанной для письма). Ручная очистка, постепенное увлажнение в специальной камере, затем сушка — полный курс реабилитации для одного такого документа занимает не день и не два. Кажется, что для людей, которые шутя «перелистывают» столетия, даже время идет по-другому.

Терпение феноменальное. Этот важнейший профессиональный навык воспитывали еще в XIX веке этаким старинным пазлом из газет. «Шрифт в газете должен быть как можно меньше. Газету рвали на мелкие кусочки. Человек приходил, начинал все это собирать, чтобы буковки подходили. В это время смотрели, как он быстро справляется, не раздражается ли, нравится ли ему работа», — рассказывает мастер-реставратор I категории Федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ Надежда Куликова.

Пазлы — на всю жизнь: собирать их реставраторы продолжают и в XXI веке. «Фотографируем книги, потом по фото смотрим. А вообще стараемся запоминать. Каждую буковку — будь то арабский или древнеславянский текст — надо поставить на место. Это очень долгий и сложный процесс», — говорит мастер-реставратор III категории Ирина Крицкая.

Во многих отраслях реставрационного дела современные технологии дышат в затылок ручному труду. Но традиционные методики в книжном деле еще не скоро сдадут позиции, считают специалисты. В конце концов многие неповторимые шедевры достойны неповторяемого подхода.

Источник: ВЕСТИ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *