Шаг за шагом, методично и упорно, Россия обхаживает Европу и дошла до того, что теперь по всей форме предлагает ей брак, «альянс», как она говорит. Первые скромные шаги были сделаны в ходе президентской кампании Дмитрия Медведева, главной темой которой было утверждение того, что его страна — одна из трех составляющих «европейской цивилизации», наряду с США и Евросоюзом. Затем он начал более активные действия, утверждая в каждом выступлении, что Россия должна наверстать свое технологическое отставание, побороть коррупцию, двигаться к созданию правового государства, одним словом, европеизироваться.
Проблема в том, что, дабы соблазнить Евросоюз, Москва должна была для начала устранить враждебность Польши, которая, будучи стерта Россией с карты мира в XIX веке и насильно включена в советский блок после войны, имела все основания для того, чтобы не доверять соседу, причинившему ей столько зла. За дело взялся Владимир Путин, став премьер-министром, и в апреле этого года пригласил польского премьер-министра Дональда Туска (Donald Tusk) на совместную церемонию в память о расстреле в Катыни. Этим жестом Россия окончательно признала, что именно она в 1940 году организовала убийство более 20000 польских офицеров в этом лесу близ Смоленска. Она попросила прощения за это преступление, в котором смешалось отрицание Польши российской империей и ее порабощение СССР. Она показала, что оба ее нынешних главы, а не только самый приятный из них, Дмитрий Медведев, хотят начать новую страницу в отношениях с Варшавой, и ей это удалось.
С тех пор польско-российские отношения становятся все менее напряженными. Польша больше не налагает вето на сотрудничество между Евросоюзом и Российской Федерацией, на тот коренной поворот в международных отношениях, к которому призывал недавний доклад Караганова.
Мощный и улыбающийся, прекрасно говорящий по-английски и тесно связанный с самыми влиятельными европейскими дипломатами, журналистами и профессорами, Сергей Караганов — интеллектуал от российской дипломатии. Председатель Совета по внешней и оборонной политике на прошлой неделе совместно с четырьмя другими аристократами московской политики опубликовал длинный манифест, призывающий к созданию «альянса Европы». Отныне Россия играет в открытую. Она сформулировала свое предложение, попросила руки, и главная ее идея состоит в том, что Российская Федерация и ЕС могут и должны затормозить свой относительный упадок, объединив усилия в сплочении европейского континента вокруг своего альянса.
Это предложение настолько амбициозно и так торопит события, что слишком напоминает советские попытки «развала» Соединенных Штатов и Европы. Поэтому оно может вызывать беспокойство, но этот дух прошлого не должен дать нам забыть, что современная Россия боится уже не Америки, а укрепления Китая и кипения исламского мира, что она хотела бы присоединиться именно к западному лагерю, чтобы противостоять ему, и что этот шаг диктует ей состояние ее экономики.
Пока Россия будет оставаться недемократической страной, Евросоюз не сможет рассмотреть возможность создать с ней союз, но их обоюдный интерес действительно состоит в том, чтобы развивать экономическое партнерство, которое может принести многообещающие политические изменения.
У России есть природные ресурсы, которых не хватает ЕС, а у ЕС — необходимые России технологии. Они не конкурируют между собой, но дополняют друг друга, и эта взаимодополняемость должна и может основываться на коммерческих правилах и предпринимательском праве, что ознаменует собой шаг вперед по пути установления правового государства в России.
Такое партнерство не только быстро укрепит экономику Евросоюза и России, двух столпов континента, не только поможет двум российским силам, стремящимся к демократическому развитию, деловым кругам и среднему классу, но и заставит Евросоюз сплотить свои ряды.
В преддверии масштабных переговоров с Россией страны ЕС будут вынуждены ускорить гармонизацию своей экономической политики и дипломатии и найти в этом новые горизонты, для достижения которых им придется сконцентрироваться и мобилизовать свои силы. В поисках новых целей, которые выведут его из затруднительной ситуации и сплотят его ряды, Евросоюз получит возможность скачка, поймав Россию на слове и попытавшись вместе с ней обустроить, обогатить и стабилизировать Европу, их общий континент.
Источник: («Libération«, Франция)
Комментарии