Лавина всевозможных конкурсов, буквально накрывшая мир музыкально-исполнительского искусства, сегодня уже многих начинает раздражать. И невольно возникает вопрос: кто, когда и зачем открыл этот «Ящик Пандоры»?
Ответ таков: импульс исходил из России. 120 лет назад (27-29 августа) в Петербурге был проведен Первый международный конкурс пианистов и композиторов, основателем которого стал выдающийся русский музыкант Антон Рубинштейн.
Антон Рубинштейн был и сам непревзойденным пианистом и талантливым композитором. Более того, он вошел в историю культуры как просветитель, основатель Петербургской консерватории. И кто, как ни он, мог понять, насколько нелегок путь музыканта-исполнителя к славе и что может помочь ему на этом пути.
Вот он и предложил форму международного конкурса для выявления и поддержки талантов, для предъявления победителей публике, — рассказывает в интервью «Голосу России» руководитель музея Петербургской консерватории Андрей Борецкий.
«Это был один из самых великих людей России, которые работали в музыкальной сфере, — говорит об Антоне Рубинштейне эксперт. — В Положении о конкурсе, которое создал Антон Рубинштейн, были такие условия: конкурс должен проводиться каждые 5 лет по очереди в четырех столицах Европы: сначала в Петербурге, затем Берлине, Вене и Париже. И потом опять по кругу. Столицы выбраны неслучайно. Все они являлись и являются музыкальными центрами Европы. Но председателем на этом конкурсе всегда был директор Петербургской консерватории».
Этим как бы закреплялась принадлежность конкурса России. Хотя в жюри первого состязания, например, входили известные представители музыкальных академий мира — из Мюнхена, Амстердама, Стокгольма, Балтимора, кроме того — из Москвы и Киева. Такой принцип формирования жюри сохранился при организации международных конкурсов и поныне.
Впрочем, гораздо удивительнее другое: программа выступлений, разработанная Антоном Рубинштейном для первых конкурсантов, до сих пор является основой крупнейших мировых соревнований, включая, например, московский Конкурс имени Чайковского или королевы Елизаветы в Брюсселе — то есть тех состязаний, где от исполнителя требуется универсализм.
И это неслучайно! Сам Антон Рубинштейн был универсалом, который исполнял музыку разных эпох и стилей. Чуть ли не по всем столицам Европы он проехал со своими знаменитыми «Историческими концертами», в которых звучали сочинения от Куперена до Шопена. Вот такой же диапазон — Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен — предложил Антон Рубинштейн и первым участникам петербургского конкурса.
Среди них, кстати, были только мужчины, женщины не допускались — вот несправедливость! Впрочем, эта несправедливость оказалась не единственной — так посчитали многие, узнав результаты конкурса, рассказывает Андрей Борецкий:
«На этом конкурсе композиторскую премию получил итальянец Феруччио Бузони. Рубинштейн сокрушался, почему ни один из молодых композиторов России не подал свои произведения на оценку в этом конкурсе. Ведь в композиторской номинации участвовали одни иностранцы, а русских не было! Это очень огорчило и обидело Рубинштейна. А вот лучшим пианистом был признан выпускник Петербургской консерватории Николай Дубасов. И это было для всех неожиданно, потому что все прочили и пианистическую премию тому же Бузони».
Бузони, в отличие от Дубасова, впоследствии прославился на весь мир именно как пианист. Так что решения даже самого компетентного жюри бывают небезупречны — это стало понятно уже на первом международном конкурсе.
Да и в целом строгие петербургские критики остались не слишком довольны: «Индивидуальных свойств у конкурентов мы не заметили. Перед нами были пианисты обезличенные». «Результаты композиторского турнира далеко не блестящи». И вообще — «первый блин, кажется, вышел комом».
Вот что писали газеты в августе 1890 года. Как же это похоже на сегодняшние оценки и упреки в адрес конкурсов и их участников! Видимо, все достоинства и пороки современной конкурсной системы, как дуб в желуде, были заключены уже в первом соревновании.
Единственное, что не нашло развития и широкой поддержки, — это принцип финансирования конкурса, предложенный Антоном Рубинштейном. Он пожертвовал значительную часть своего гонорара за «Исторические концерты» на образование капитала, проценты с которого шли на организацию конкурса и выплату премий. Каждая составляла 5000 франков.
Источник: Голос России
Комментарии