Генеральный директор российского Союза мороженщиков Валерий Елхов рассказал “Голосу России” о том, почему советское мороженое имело необычайный вкус и сколько можно съесть прохладного лакомства, чтобы не заболеть
Скачать аудиоверсию интервью
– Валерий Николаевич, мы поздравляем всех членов вашего Союза с 10-летним юбилеем. Летом в такую жару о мороженом говорить более чем приятно. Кстати, сейчас я смотрю данные. История этого лакомства насчитывает более пяти тысячи лет. Говорят, что уже в древнем Риме император Нерон позволял себе этот десерт. Чем мы хуже? Десять лет – хорошая дата, круглая. Расскажите, как начиналось объединение предприятия вашей отрасли? Что подтолкнуло вас к созданию Союза мороженщиков?
– Подтолкнула, наверное, некоторая бесхозность на этом рынке. Потому что прекратило действия министерство, которое раньше занималось этими проблемами. Я имею в виду производство молока, сливочного масла и одновременно мороженого. Все было в одном министерстве, а потом это раздробилось на несколько, так скажем, разных структур, и единого органа не было. В результате предприятия остались один на один с собственными проблемами. И остро чувствовалась необходимость вот такой структуры, которая была бы в данном случае на общественных, по сути дела, началах, взялась бы за их проблемы. Собственно, эта главная задача – представление интересов, защита интересов мороженщиков – была поставлена во главу угла создаваемой организации, которая получила название Союз мороженщиков России.
– Валерий Николаевич, но вот за эти 10 лет остались какие-то нерешенные вопросы? Определились ли вы окончательно с ГОСТами на продукты, классификацией видов мороженого?
– Безусловно, за это время многое сделано. Вы совершенно правильно подчеркнули ГОСТы. Нам удалось подготовить национальный стандарт – ГОСТ на мороженое молочно-сливочный пломбир. Есть очень четкое разделение. Гостовское мороженое, значит, оно на молочной основе, не ошибетесь.
– А остальное?
– Есть технический регламент на молоко и молочную продукцию. Хотя это очень сложный документ и с ним еще идет работа. Дискуссии проводим и т.д. За это время мы решили вопросы льготного налогообложения мороженого, в частности, с НДС. Вот уже 15 год проводим праздник мороженого в Сокольниках. Проводим свою выставку, издаем свою газету. И сегодня в составе Союза около 170 организаций. Все основные производители мороженого, которые обеспечивают примерно 86 процентов общего производства в России. Вот какова наша структура сегодня.
– То есть получается, что с ГОСТами на фруктовое мороженое пока еще непонятно что-то?
– Нет. На самом деле понятно, что их надо разрабатывать. Другое дело, что нет пока финансирования. Но вот на днях было заседание правления, приуроченное к этим проблемам. И принято решение, что мороженщики выделяют средства на разработку еще четырех ГОСТов. У нас будут ГОСТы отдельно на шербет, сорбит, фруктовое мороженое, на мороженое с растительным жиром. В ближайшее время такая работа уже начинается.
– А как вы вообще осуществляете контроль за качеством?
– Эта работа такая, скажем, многогранная. Здесь, с одной стороны, контроль. Это органы Роспотребнадзора, в частности, в Москве Росинспекции по качеству продовольствия. Мы проводим проверки. То есть выборочные закупки продукции непосредственно от торговой сети. Значит, проверки в аккредитованной лаборатории независимой. И потом принятие мер – и штрафы, и снятие с реализации продукции из-за разбора полетов. Кроме того, мы проводим обучение специалистов. Если нас предупредили о нарушении, значит, издаем уже свою газету с советами, рекомендациями специалистов. Мы ведем реестр масложировых систем, которые годны для мороженого. А для этого проверяем образцы этой продукции, а потом уже рекомендуем предприятиям закупать тот или иной продукт для производства мороженого. Здесь много вопросов.
– В такую жару, наверное, портится мороженое?
– Нет. Не мороженое портится. Бывают случаи, когда выходит из строя техника. Я вот буквально сам вчера был в одном магазине, смотрю лар пустой. Я говорю, а что случилось, у вас мороженого не хватает. Нет, говорят, вышел из строя. Очень жарко, магазин не приспособлен, очень тесное помещение. И в этих условиях, хоть они и проветриваются, двигатели просто выходят из строя, техника. Бывает, и не выдерживают автомобили, которые развозят мороженое. Они порой бывает 20-25 точек в день обслуживают. И эта эфтетика, которая держит холод, да, порой тоже не выдерживает сутки, чтоб проехать. Не хватает запаса прочности. Допустим, на улице ларь стоит, при прямых лучах стекло не выдерживает. А так на самом деле все качественно, нормально.
– И безопасно?
– Да, безусловно. У нас же консервант – холод, ничего лучше не надо.
– Любят мороженое и дети, и взрослые. Но вот полезен ли этот десерт для здоровья? Вот в чем вопрос?
– Безусловно, полезен.
– Но в чем польза?
– Это очень многогранный продукт. В маленьком рожке могут сочетаться и масло, и молоко, и фрукты, овощи, ягоды. В зависимости от того, какое это мороженое. Это хорошо сбалансированный продукт. Высока его пищевая ценность, безусловно. Там есть полезные насыщенные, ненасыщенные кислоты и т.д. и т.п. Можно много об этом говорить. Особенно сейчас популярными становятся виды мороженого, которые рассчитаны на здоровый образ жизни.
– Это какое?
– Скажем, с заданными свойствами. С повышенным содержанием витаминов. Допустим йодированное мороженое. Мороженое с повышенным содержанием кальция, калия, то есть веществ, которые полезны с точки зрения профилактики для организма. С пониженным содержанием жиров, без холестерина, без сахара для диабетиков. Вот сейчас очень много таких видов мороженого появилось.
– Вы говорите, что добавки становятся полезнее, технологии лучше.
– Конечно, конечно.
– А все-таки такого вкусного, как раньше, мороженого нет по-прежнему. Как вы думаете, в чем феномен советского мороженого, того, что мы помним с детства?
– Но тут можно поспорить есть оно или нет. На самом деле, конечно, нам всем помнится мороженое одно. Раньше ведь другого мороженого, кроме сливочного, молочного, пломбира у нас не было. Ярко выраженный молочный вкус – вот то, что отличает мороженое. Я вам советую, скажу, отберите и покупайте мороженое, выполненное по ГОСТу. Это то мороженое, которое раньше было.
– Мороженое каких производителей вы советуете? У кого лучшее соотношение цена-качество-вкус?
– Я думаю, что у крупных производителей всегда это соотношение лучше. То есть, на единицу продукта меньше будет затрат. Лидеры рынка, их у нас пять- шесть, можно назвать сразу. Это «Инмарко», «Русский холод», «Талосто». Если говорить о лидерах, то «Нестле» здесь же. То есть эти 5-6 компаний сегодня производят половину российского мороженого. У них серьезные лаборатории, которые гарантируют оценку и качество продукции, в том числе и сырьевого состава и т.д.
– Насколько отечественное мороженое отличается от того, что предлагают зарубежные производители? Какое лучше?
– Наше мороженое получается все-таки с повышенным содержанием наножира. Все-таки западники как-то уже ушли от таких животных составляющих. Они больше потребляют мороженое на растительных жирах, там нет холестерина. У нас мороженое жирнее и слаще, скажем так.
– Скажите, а какое мороженое любимое у россиян? Есть у вас такие данные?
– Пломбир. Шоколадное, ванильное – это совершенно точно. Все отмечают, мы анкетирование проводим.
– А сколько мороженого в России съедают за лето, за зиму? Отличаются эти цифры?
– Конечно. В России производится и съедается примерно 400 тысяч тонн мороженого. Соотношение зима-лето примерно 30 и 70 процентов. То есть зимой продается 30 процентов мороженого, а вот весенне-летний период остальные 70. То есть основная доля. Но вот в такое нормальное и теплое время, конечно, рекорды бьются. Это совершенно точно. Вот еще Москву, допустим, взять. В среднем Москва потребляет примерно 45 тысяч тонн мороженого в год. То есть здесь продается зимой примерно 60 тонн, а летом – 190 тонн. Сейчас, в этот жаркий сезон, примерно 250 тонн в день продается, смело можно сказать.
– Сколько порций мороженого съедает человек за год?
– К сожалению, мало. Съедает немногим, ну, около трех килограмм, будем говорить. Если на сто грамм поделить, вот вы и получите.
– Как вы считаете, сколько вообще мороженого можно съесть за один раз? Сколько порций?
– В разумных пределах, конечно, не скажу точно сколько. Две-три порции за раз съесть, как нечего делать. У нас на празднике мороженого по десятку порций за день съедают.
– А рекорды есть какие-то?
– Честно говоря, мы не проводили подобных конкурсов. Все должно быть в меру. Но то, что мы, россияне, пока мало едим мороженого, это совершенно точно.
– Мы исправимся, Валерий Николаевич.
– О, я надеюсь и с вашим призывом тоже. А мы обеспечим поставки в любых количествах. Нет проблем.
– Мы благодарим вас за то, что вы поднимаете нам настроение своей работой. Обязательно сегодня съедим по мороженому за ваше здоровье.
– И поддержите нашу отрасль. Вам спасибо.
Источник: Голос России
Комментарии