В мировой космонавтике всё больше склоняются к мнению, что настало время если не совсем заменить человека в космосе, то, по крайней мере, значительно облегчить труд космонавта. Для этого нужно развивать робототехнику. И у России на этом поприще тоже успехи есть.
Ведущая программы — Мария Кулаковская.
Роботостроение в России
В Советском Союзе одним из пионеров роботостроения был Владимир Бармин, генеральный конструктор КБОМ (Конструкторского бюро общего машиностроения). Под его руководством были разработаны стартовые комплексы для многих ракет конструкции Сергея Королева. Он же одним из первых начал разрабатывать космических роботов.
Владимир Бармин руководил созданием автоматических устройств для исследования Луны и Венеры. Один из таких роботов взял пробу лунного грунта с глубины 2 метров и обеспечил его доставку на Землю. С помощью другого были взяты образцы грунта в трех точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю информация о химическом составе венерианской почвы.
Самыми известными советскими роботами были легендарные «Луноходы». Созданные на заводе имени Лавочкина, самоходные аппараты отработали в три раза дольше первоначально рассчитанных ресурсов. По поверхности Луны луноходы проехали 50 километров и передали на Землю почти 300 лунных панорам и 100 тысяч фотографий.
О современных российских достижениях в робототехнике рассказывает Валерий Павлович Богомолов, заведующий лабораторией космической робототехники Центрального НИИ машиностроения, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Российской академии космонавтики имени Циолковского, Академии изобретательства.
Богомолов: Сейчас самые последние отечественные разработки — это «Фобос-грунт», на котором стоят два манипулятора. Уже делается попытка использовать стереосистему, чтобы наблюдать процесс забора грунта на «Фобосе», а взять его очень сложно, поскольку поле тяготения «Фобоса» слабое, и любая попытка захватить какой-то объект приводит к тому, что он улетает в космос. В невесомости надо брать материалы очень деликатно. Космонавты это почувствовали, они первое время ударялись.
Методы, которые пригодны для космоса, теперь будут полезны и для океана. Например, ГЛОНАСС (серия космических аппаратов российской глобальной навигационной системы). До океана мы еще не добрались, но доберемся. Тоже с помощью космической системы. Нужны глобальные системы, чтобы понять глобальные системы. Например, потепление на Земле. И роботы призваны организовать глобальное наблюдение всех процессов, построить модели (возможного развития ситуации). Тогда мы точно будем знать, куда катимся и когда уже бежать с Земли на другую планету. Это будущее.
Новости Роскосмоса
Научно-технический Совет РКК «Энергия» имени Королёва рассмотрел первые итоги эскизного проекта пилотируемого транспортного корабля нового поколения.
Об особенностях проекта рассказывает генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации Энергия Виталий Лопота: «По вместимости он увеличен вдвое. На следующие 30-40 лет он будет надежным средством орбитального присутствия. Если есть транспортное средство, то на рынке оно должно захватывать максимально возможное число заказов. Сегодня на грузовых кораблях мы отработали цифровую систему управления кораблей, повысили ее ресурс, надежность, скоро адаптируем к новым кораблям. Появятся новые пульты управления, новые системы, которые сделают полеты более комфортными. И когда мы подойдем к новому кораблю, мы будем иметь все компоненты летной годности».
На совете обсудили возможные модификации базового корабля, предлагаемые варианты ракеты-носителя для выведения его на околоземную орбиту и возможность создания корабля в заданные сроки — к 2015 году.
Комментарии