Сообщество православных христиан и сообщество современных художников. Еще недавно они сходились чуть ли не врукопашную, скандалили, судились. А в Москве в храме Святой мученицы Татианы при Московском университете 31 мая открылась выставка современного искусства «ДвоесловиеДиалог» (31 мая-14 июня).
Разумеется, экспозицию разместили не в самом храме, а в его притворе, говоря светским языком, — актовом зале. Но остроты события это не уменьшает. Настоятель церкви, священник Максим Козлов в интервью «Голосу России» рассказал, как непросто было ему решиться на этот шаг, когда художники обратились к нему со своей идеей.
«Здесь не могли быть представлены работы провокативные или эпатирующие по отношению к религиозным символам. И не могло быть работ художников, слишком отягощенных антиэтическим, в христианском понимании, мировоззрением или с ярко выраженной антицерковной позицией. Это почти первый опыт», — говорит отец Максим.
«Правда, в Сибири, в городе Лесогорске, есть музей современного искусства, основанный священником. Так что я не хочу претендовать на то, что мы первые, но в Москве это, пожалуй, первый опыт подобного диалога. И само название выставки — «ДвоесловиеДиалог» — отражает попытку не упираться друг в друга лбами, не утверждать, что только я прав», — рассказывает священник.
«Для художников — это, во-первых, опыт самоограничения, потому что нахождение работ в церковном помещении — сознательный отказ от сверхостроты и провокативности современного творчества, а во-вторых, непростой шаг по отношению к коллегам, которые могут сказать: вот, пошли на поклон к попам… Своего рода смелость. Для церковных же людей — это навык смотреть на непривычное без враждебности, разделяя принципиальное отстаивание истины и обычную косность», — отметил отец Максим.
Вот некоторые экспонаты экспозиции: «Нерукотворная икона из слов» идеолога выставки Гора Чахала. На белой стене серебристыми буквами написаны сотни имен Бога, встречающиеся в священных книгах.
«Имя Бога — это ключи от Царствия небесного, — утверждает художник, смело добавляя: Я пытаюсь своей работой отрыть зрителям его врата».
Или завораживающая видеоинсталляция: своего рода визуализация Чуда рассечения Красного моря и осушения дороги в нем при походе богоизбранного народа из Египта. Колышущиеся морские волны, а посредине — уходящая вдаль дорога.
Священник Максим Козлов считает, что выход современного искусства на неподготовленную, специфическую аудиторию имеет смысл.
«Музыкант Юрий Шевчук недавно хорошо пошутил — мол, «Титаник» строили профессионалы, а Ноев Ковчег — любители», — продолжает Максим Козлов:
«Мнение любителей иногда не менее важно, чем мнение профессионалов, — делает вывод настоятель храма и представляет некоторые экспонаты: Вот фотография — теплое воспоминание о том, что имело место в 1999 году, когда на Пасху Московский планетарий, который имеет яйцеобразную форму, одели, как пасхальное яйцо, в красное, и написали буквы ХВ, и люди могли видеть этот символ Христова Воскресения. Это было очень радостно!»
«Мне понравились также двуглавые орлы, прикрепленные к сети, которые парят под потолком целой стаей. А наша церковь ведь недалеко от Кремля, и так я размечтался, чтобы орлы эти перелетели и заняли свое законное место на кремлевских башнях, упразднив пентаграммы. И это хорошо, что на выставке современного искусства надо всем парят двуглавые орлы. Хотя, поверьте, в этом не было никакого идеологического заказа», — уверяет священник.
Кстати, и сам Максим Козлов представил на выставке свою работу — инсталляцию «Детская игровая площадка».
Даже известный художник Дмитрий Врубель в интервью «Голосу России», удивился: «То, что священник участвует в выставке, для меня самое большое чудо».
Собственный же вклад художника в экспозицию — часть «Евангельского проекта», где священное писание проиллюстрировано событиями из новостной ленты.
…Молодая бомжиха, начальник милиции во время противостояния с участниками «марша несогласных», безутешная мать, дети которой погибли от теракта… Обо всем этом уже сказаны вечные слова в Евангелии. А «месседж послания», по словам автора, в том, что современные люди имеют такое же отношение к Сыну Божию, как и те, что жили две тысячи лет назад.
«Наконец появилась реализованная возможность для диалога, — говорит Дмитрий Врубель, оценивая выставку. — А уж то, что отец Максим представил здесь свою инсталляцию, я думаю, это огромный шаг вперед. Может быть, появится больше людей, которые захотят не то, чтобы понять современное искусство, но хотя бы стать менее к нему агрессивными».
Комментарии