Уникальную технику нового поколения для освоения арктического шельфа разрабатывают российские судостроительные компании. Это ледостойкие платформы для разведки и добычи нефти и газа и мощные газовозы для транспортировки сырья в условиях арктических широт. Образцы такой техники можно увидеть на проходящем с 19 по 21 мая в Москве международном форуме «Морская индустрия России 2010».
Сегодня нефтегазовые компании всего мира повышенное внимание уделяют безопасности и технологической надежности оборудования и специального транспорта. Масштабная авария на нефтяной платформе в Мексиканской заливе, которую даже назвали «нефтяным Чернобылем», ещё раз подтвердила необходимость такого подхода. Вдвойне актуально сведение рисков к минимуму при работе на шельфах арктических и дальневосточных морей, где льды и низкие температуры создают дополнительную угрозу.
Крупнейший проект по освоению арктического шельфа связан с разработкой Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря. Примерно в 600 километрах от берега предстоит построить огромную ледостойкую плавучую платформу. В реализации проекта будет участвовать российский «Севмаш», у которого есть большой опыт в создании таких сооружений. Компания, в частности, построила стационарную платформу «Приразломная», не имеющую аналогов в мире. Она способна работать при температуре ниже минус 40 градусов.
Направление, где Россия имеет явные конкурентные преимущества, — строительство газовозов. В рамках Штокмановского проекта два российских предприятия — «Северная верфь» и Выборгский судостроительный завод построят к началу эксплуатации месторождения несколько метановозов, отметил заместитель руководителя департамента судостроения Минпромторга Андрей Курасов.
«Газовозы исключительно интересны для российского судостроения. Уже год Минпромторг, Объединенная судостроительная корпорация ведет активную работу с «Газпромом» по проекту перспективного газовоза. В мире сейчас 80 процентов таких судов — мембранного типа. Но они не для северных широт. У нас добыча предполагается в Арктике, поэтому это исключительно инновационная идея — создать судно водоизмещением 150 и 215 тысяч кубических метров с разными вариантами емкостей. Эксплуатацией такого судна в ледовых условиях еще никто не занимался», — указал Курасов.
Под серию новых газовозов будет проводиться модернизация верфей на Дальнем Востоке и Северо-Западе России. Всего их планируется построить несколько десятков. Что касается платформ, то до 2020 года их только на северном шельфе понадобится около 20. По оценкам экспертов, запасы шельфовых месторождений России составляют 100 миллиардов тонн условного топлива. Необходимую базу для их освоения нужно готовить уже сейчас.
Источник: Голос России
Комментарии